Цель исследования совершенствование уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего орган дознания | Пример курсовой работы

Цель исследования совершенствование уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего орган дознания

Цель исследования совершенствование уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего орган дознания.

Кроме оперативных подразделений ОВД, также говорится об оперативных подразделениях: Федеральной службы безопасности (ФСБ), Федеральной службы охраны (ФСО), Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ (СВР), Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН).
Таким образом, когда необходимо осуществить уголовно-процессуальную деятельность, то органы дознания представлены оперативными подразделениями указанных правоохранительных органов наряду с органами внутренних дел. Помимо перечисленных государственных органов статус органа дознания также есть у:
– согласно п.2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ – у Главного судебного пристава РФ, главного военного судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ, их заместителей, старшего судебного пристава, старшего военного судебного пристава, а также у старших судебных приставов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
– согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ – у командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов; согласно п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ – у органов Государственной противопожарной службы. Процессуальную деятельность могут также осуществлять:
1) капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, которые совершены на данных судах;
2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, которые совершены по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, которые совершены в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Данные органы обладают процессуальными полномочиями, которые ограничены только деятельностью по проверке заявлений (сообщений) о преступлениях, возбуждением уголовного дела и выполнением неотложных следственных действий. Так как у этих органов нет права на осуществление дознания, то не совсем логично относить их к органам дознания, пусть в ст.40 УПК и содержится их наименование.
Следует иметь в виду, что создание государственных учреждений и должностных лиц, которые перечислены в ст.40 УПК РФ, принадлежит государству для того, чтобы решать более непосредственные для них задачи в самых разнообразных сферах государственной жизни: административной, хозяйственной, оборонной и иных.
Так, к примеру, основной задачей органов внутренних дел является охранять общественный порядок, а ФСБ – охранять государственный строй и государственный суверенитет. Естественно, что при осуществлении этих непосредственных задач действия ведомств и должностных лиц осуществляются за пределами уголовного судопроизводства и, конечно же, не в качестве дознавательных органов. Вместе с тем, если есть определенные предпосылки, у них есть право на осуществление и уголовно-процессуальной деятельности как органы дознания. Термин орган дознания – это система, которая включает в себя государственные учреждения и должностных лиц, которые согласно законодательству имеют право на осуществление уголовно-процессуальной деятельности, входящей в их компетенцию. В таком аспекте понятие орган дознания содержит важное положение.
Его суть заключается в том, что под государственными органами и должностными лицами, которые указаны в ст. 40 УПК РФ, следует понимать органы дознания только тогда, когда они занимаются процессуальной деятельностью в сфере уголовного судопроизводства, действуют в порядке и формах, регулируемых уголовно-процессуальным законодательством. В иных случаях они выступают не как органы дознания, а как органы внутренних дел, органы Государственной противопожарной службы или иные органы исполнительной власти, у которых есть полномочия осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, наиболее логичным является следующее определение – орган дознания должен восприниматься в качестве процессуального статуса одного из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, который предоставляется государственным учреждениям и должностным лицам, перечисленным в ч. 1 ст. 40 УПК РФ.
Для того, чтобы обладать статусом орган дознания, требуются определенные юридические предпосылки:
– создать государственные органы управления в соответствии с законодательством;
– назначить лиц на должность руководителя того государственного органа, о котором законодатель упоминает в ст. 40 УПК РФ;
– предоставить органу или должностному лицу уголовно-процессуальные полномочия путем включения их законодателем в перечень органов дознания.
Только если эти предпосылки существуют в совокупности, ведомству или должностному лицу, указанным в ст. 40 УПК РФ, предоставляется статус органа дознания, а если же они отсутствуют, то они являются не органами дознания, а органами внутренних дел, федеральной службой безопасности, министерством юстиции и т.д.
Еще одной проблемой, которую необходимо рассмотреть, является то, что на сегодняшний день МВД России занимается деятельностью, цель которой создать службу расследования преступлений, основной идеей которой является слияние аппаратов следствия и специализированного дознания. Такой шаг необходимо из-за сложившейся ситуации.
Обстоятельный анализ преимуществ и недостатков законодательной регламентации в УПК РФ предварительного расследования, в том числе дознания, был сделан участниками научно-практических конференций, проведенных в 2002 году и посвященных правовой и криминологической оценке нового уголовно-процессуального законодательства, проблемам его применения в досудебном производстве; в ряде научных статей, в том числе по вопросам соотношения форм предварительного расследования. Так даже если ликвидировать аппарат специализированного дознания и возложить всю следственную работу, которая в настоящее время осуществляется органами милиции, на следственный аппарат, то в этом случае дознание будут проводить следователи. Такую ситуацию можно охарактеризовать исключительно как стрельбу из пушки по воробьям.
Применительно же к современным требованиям экономии ресурсов, оптимизации управления и определения интенсивных путей развития данная реорганизация вообще трудно объяснима. Все вышеизложенное позволяет сделать однозначный вывод о том, что специализированные подразделения дознания, как и ранее, выполняют роль квалифицированного аппарата по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности, работающего в условиях высочайших нагрузок.
В отношении этих подразделений требуется их усиление, а не ликвидация. Внеся соответствующие корректировки в УПК РФ, органы дознания могут получить реальную возможность эффективного осуществления своих процессуальных полномочий.
Органы дознания это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и иные процессуальные полномочия.
Органами дознания являются:
1.органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы и другие органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности:
– органы Федеральной службы судебных приставов:
– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
– органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
Компетенции органов дознания:
а)осуществляют предварительное расследование преступлении в форме дознания по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (это преступления, за которые наказание не превышает 5 лег лишения свободы).
После возбуждения уголовного дела проводятся предусмотренные законом следственные действия (допросы, осмотры места происшествия, обыски, экспертизы и др.) в целых раскрытия преступления и установления лица, совершившего преступление. Дознаватель самостоятельно производит следственные действия и принимает процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, прокурора и (или) судебное решение.
Срок проведения 30 суток со дня возбуждения уголовного дела, но он может быть продлен прокурором.
По окончании расследования составляется обвинительный акт, утверждаемый прокурором, и все материалы расследования передаются прокурором в суд.
б)выполняют неотложные следственные действия по возбужденным уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
Возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия могут также:
1)капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании – по делам о преступлениях, совершенных на этих судах:
2)руководители геолого-разведочных партии и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания – по делам о преступлениях, совершенных в местах нахождения этих партий и зимовок, станций, сезонных полевых баз;
3)главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий этих представительств и учреждений;
4)начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих органов и учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении этих органов и учреждений иными лицами.
Эти должностные лица должны передать постановление о возбуждении уголовного дела прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.
Цель исследования совершенствование уголовно-процессуального законодательства, закрепляющего орган дознания.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!