Человеческий фактор и межличностные коммуникации в процессе управления: теория и практика.

В общем смысле человеческий фактор рассматривается как совокупность основных социологических свойств (характеристик) людей, исторически сложившаяся в данном обществе. Эта совокупность охватывает ценностные ориентации, нравственные принципы, нормы поведения и распространяется на сферы труда, отдыха, потребления, жизненные планы, уровень знаний и информированности, характера трудовых и социальных навыков, установок и представлений об особо значительных элементах социальной жизни (социальная справедливость, права и свобода человека, гражданский долг и т.д.).
Человеческий фактор имеет отношение не только к индивидам, но и к группам и коллективам, особенностям их социально-психологического климата, норм поведения. Человеческий фактор как совокупность социальных свойств людей формируется под воздействием преимущественно индустриального характера труда.
Человеческий фактор как фактор производства имеет качественные и количественные характеристики и может касаться различных уровней: отдельного работника, предприятия, страны.
Как экономическое понятие «человеческий фактор» обобщает экономические аспекты всех свойств и видов деятельности человека. Этот аспект отражает конечную результативность, эффективность воспроизводственной деятельности. Этот тезис ученые считают аксиомой. Отсюда следует целесообразность обращения к структурным составляющим личности человека, которые определенным образом влияют на его поведение и являются регуляторами действий и поступков.
Первичными составляющими и неотъемлемыми атрибутами теоретической трактовки человеческого аспекта в контексте социально-экономических процессов были потребности и деятельность, результаты и затраты. Их сравнение изначально заложено в человеческой природе, то есть в основе человеческого фактора как определенной категории.
Основываясь на этом, человеческий фактор определяется, как комплекс способностей, свойств, качества человека, которые на разных этапах исторического развития вовлекаются в процесс производства экономических благ.
В начале XXI века возрастающую роль в процессе производства играют организаторские способности человека, его экономическое мышление, моральные нормы и ценности, культура, национальное самосознание. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, внешними для «человеческого фактора» факторами (развитием технологического способа производства, отношений собственности, международными экономическими отношениями), а с другой — развитием самого человека (образование, культура, самосознание и др.).
Таким образом, человеческий фактор на уровне предприятия, можно рассматривать с одной стороны, как комплекс свойств людей, которые принимают участие в производственном процессе и является его движущей силой, создавая такие характеристики всего производственно-хозяйственном комплексе, которые ему позволяют эффективно функционировать с помощью переменных рыночных условий, а с другой стороны отражают условия формирования человеческого фактора как на индивидуальном, так и коллективном и общественном уровне.
Предприятие имеет две основные тенденции существования: функционирование и развитие. Развитие предприятия тесно связано с процессом его функционирования, который включает поддержку жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих целостность системы, качественную определенность, сущностные характеристики.
Развитие — это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. В процессе функционирования могут происходить различные отклонения, которые могут поставить под угрозу само существование предприятия.
Итак, с одной стороны функционирование сдерживает развитие, несмотря на то, что является его основой и предпосылкой. С другой — развитие разрушает определенные процессы функционирования, но в то же время предоставляет возможности для устойчивой жизнедеятельности в условиях изменчивости внешней среды.
Итак, связь функционирования и развития предприятия отражает возможность и закономерность возникновения и преодоления кризисов.
Особенности человеческого фактора на предприятиях, заключаются в следующем:
— для руководящего состава особую значимость приобретают свойства формирование оптимального и стабильного ассортимента товаров и поиска оптимальных схем взаимодействия с поставщиками, формирование оптимальной ценовой политики и управления затратами, свойства создания привлекательного имиджа, позитивного отношения к изменениям, непрерывного обучения и т.д.;
— для работников массовых профессий особую значимость приобретают свойства по психологии общения и высокой культуры обслуживания, свойства к тяжелому физическому труду вместе с интеллектуальным и психологическим напряжением; приспособление к неритмичной напряженности труда, групповой материальной ответственности, самостоятельного учета и контроля товародвижения, мобильности, качества работы в условиях слабой механизации и автоматизация средств труда, достаточно быстрое обучение и освоение новых профессий, умение пользоваться современной торговой техникой и т.д.
Определение особенностей человеческого фактора становится научно-теоретическим основанием для дальнейших исследований по разработке эффективных механизмов управления персоналом в системе управления предприятием.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ