Бюджеты субъектов Федерации | Пример курсовой работы

Бюджеты субъектов Федерации

Цель курсовой работы заключается в выявлении и решении правовых проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов субъектов РФ, а также в разработке научно-практических предложений по совершенствованию бюджетного законодательства.

В бюджетной сфере федерализм реализуется как бюджетный федерализм. К сожалению, это понятие практически не употребляется в бюджетном законодательстве, если не считать ряд подзаконных актов в форме постановлений Правительства РФ (См.: Постановление Правительства РФ № 584 от 15 августа 2001 г. «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.»).
Как справедливо замечает Ю. В. Другова: «Складывается мнение, что законодатель не решился употребить термин «бюджетный федерализм», причину этого нужно искать, на наш взгляд, в теоретической неразработанности исследуемого понятия современной российской наукой». Тот же автор определяет бюджетный федерализм как «систему бюджетных отношений между федерацией и ее субъектами, которая позволяет в условиях равноправия субъектов РФ и самостоятельности бюджетов субъектов РФ органично сочетать интересы федерации с интересами ее членов». По нашему мнению, уже давно в нормативных актах (если учесть названное выше Постановление Правительства РФ) и в реальной практике фактически используется понятие «бюджетного федерализма» не только применительно к верхнему уровню межбюджетных отношений (между Федерацией и ее субъектами), но и нижнему его уровню (между субъектами РФ и местным самоуправлением).
В бюджетной сфере субъекты РФ имеют право самостоятельно определять приоритеты финансирования социального и экономического развития и расходовать средства, которые находятся в ее распоряжении. Указанная самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников формирования доходов бюджета. Однако эта возможность не реализуется в полном объеме.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — это форма образования фонда денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетные средства субъекта РФ являются государственной собственностью.
Региональные бюджеты — составная часть финансовой системы РФ. К ним относятся бюджеты 21 республик в составе РФ, 58 краёв, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 4 автономных округов. В связи с объединением субъектов Федерации это соотношение постоянно изменяется.
Роль региональных бюджетов в последние годы возрастает и заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная роль региональных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации.
Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять относительную финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и дорожного хозяйства.
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию учреждений культуры и др.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей экономики, промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы.
В последнее время органы власти регионов стали выделять бюджетные средства на инвестиции (реальные и финансовые). Такие инвестиции будут формировать государственную собственность в республике, крае, области. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта.
В-шестых, региональные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать дополнительные рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
В заключение хотелось бы отметить, что продолжает сохраняться состояние неурегулированности отношений по поводу разграничения полномочий Федерации и ее субъектов, что приводит к появлению у них обязательств, не предусмотренных функциями самих субъектов РФ. Не прекращается практика передачи области полномочий, не обеспеченных соответствующими ресурсами. Не хватает собственных доходных источников для выполнения стоящих перед субъектами РФ задач, поэтому региональные органы власти вынуждены обращаться за финансовой помощью к Федерации.
Каждый субъект РФ, будучи государственно-территориальным образованием, в плане формирования доходов своего бюджета во многом зависим от состояния бюджетной системы, в том числе форм и методов бюджетного регулирования. Следует иметь в виду, что содержащееся в ст. 6 БК РФ понятие бюджетной системы нельзя назвать полным, поскольку оно не учитывает фактор взаимодействия публично-территориальных образований, их уполномоченных органов в бюджетной сфере.
Несмотря на длительный период существования понятия «бюджет», его толкование до настоящего времени носит дискуссионный характер. В специальной и учебной российской литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная экономико-правовая категория.Как экономическая категория бюджет выражает определенные экономические отношения органов государственной власти и органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами, связанные с перераспределением ВВП в связи с необходимостью удовлетворения социально-экономических и властно-политических функций государства и его граждан.
По нашему мнению, уже давно в нормативных актах (если учесть названное выше Постановление Правительства РФ) и в реальной практике фактически используется понятие «бюджетного федерализма» не только применительно к верхнему уровню межбюджетных отношений (между Федерацией и ее субъектами), но и нижнему его уровню (между субъектами РФ и местным самоуправлением).
В бюджетной сфере субъекты РФ имеют право самостоятельно определять приоритеты финансирования социального и экономического развития и расходовать средства, которые находятся в ее распоряжении. Указанная самостоятельность обеспечивается наличием собственных источников формирования доходов бюджета. Однако эта возможность не реализуется в полном объеме.
Продолжает сохраняться состояние неурегулированности отношений по поводу разграничения полномочий Федерации и ее субъектов, что приводит к появлению у них обязательств, не предусмотренных функциями самих субъектов РФ. Не прекращается практика передачи области полномочий, не обеспеченных соответствующими ресурсами. Не хватает собственных доходных источников для выполнения стоящих перед субъектами РФ задач, поэтому региональные органы власти вынуждены обращаться за финансовой помощью к Федерации. Как справедливо указывает Ю. А. Крохина, «развитию бюджетного федерализма в России до сих пор сопутствует неопределенность юридического статуса субъекта РФ, как в общем аспекте, так и применительно к каждому типу региона».
Цель курсовой работы заключается в выявлении и решении правовых проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов субъектов РФ, а также в разработке научно-практических предложений по совершенствованию бюджетного законодательства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!