бюджетный процесс РФ | Пример курсовой работы

бюджетный процесс РФ

Цель работы: Рассмотреть сущность и тенденции бюджетного процесса в России.

В формулировании основных практических принципов и направлений экономической и бюджетной политики главную роль играет Экономический совет при Президенте США (далее — ЭС)5. Одновременно АБУ, ЭС и Министерство финансов США разрабатывают и впоследствии передают Президенту США совместный прогноз развития экономики страны, что позволяет установить общие принципы бюджетной и финансовой политики на соответствующий финансовый год. Президентские установки вместе с общими указаниями АБУ и планируемым «потолком» расходов передаются во все исполнительные ведомства в качестве основного руководства при подготовке их бюджетных заявок (как на год, так и на последующие четыре года).
Органы президентского аппарата разрабатывают стратегические установки, определяют основные направления бюджетной и налоговой политики.
Министерство финансов играет ведущую роль в разработке и внедрении бюджетно-налоговой политики. Главная задача Министерства — разработка и организация конкретных мероприятий, направленных на мобилизацию средств из государственного бюджета. Министерство контролирует исполнение федерального бюджета, ведает государственными золотовалютными резервами и выпуском денежных знаков, постоянно участвует в выработке рекомендаций, разработке бюджетно-налоговой, а также внутренней и внешней экономической политики6.
Деятельность Конгресса в области бюджетного процесса направлена на рассмотрение, обсуждение бюджета и главное — на принятие бюджетной резолюции, что является предпосылкой утверждения бюджета Президентом США.
«Под современным бюджетным процессом в рамках законодательной ветви власти США понимается совокупность действий верхней и нижней палат Конгресса США и их органов по ежегодному рассмотрению и утверждению основных структурных параметров расходной и доходной частей федерального бюджета, а также показателей бюджетного дефицита (или профицита) и государственного долга (долга федерального правительства), обусловленных как конституционной способностью государства по сбору финансовых средств и их расходованию, так и потребностями социально-экономического развития США (достижение экономической стабильности и экономического роста), включая удовлетворение системы законодательно определенных национальных приоритетов».
Конгресс США рассматривает предложения «президентского» бюджета и утверждает, изменяет или отклоняет их. Он может изменить уровень финансирования, исключить одни программы или добавить другие, не предлагаемые Президентом. Конгрессом могут быть внесены коррективы в состав источников доходов бюджета: добавлены или исключены отдельные налоговые или иные поступления, либо другие изменения, влияющие на общую сумму доходов. Следует отметить, что к полномочиям Конгресса не относится утверждение бюджета. Конгресс в ходе рассмотрения и обсуждения уровня доходов и расходов бюджета, размера его дефицита или профицита, пределов задолженности принимает резолюцию о бюджете.
Данная резолюция обеспечивает основу, в пределах которой комитеты Конгресса подготавливают финансовые законопроекты и другие законодательные акты, касающиеся расходов и доходов8.
Важное место в бюджетном процессе занимает Бюджетное управление при конгрессе (далее — БУК), которое снабжает Конгресс, и в первую очередь бюджетные комитеты, фактическими данными и аналитической информацией по финансово-экономическим вопросам, возможным вариантам по бюджету, а также дает возможность анализировать исполнение финансовых программ и т.д.
Еще один орган законодательной власти, о котором следует упомянуть, — Главное контрольно-финансовое управление США (далее — ГКФУ) — важнейший аналитический контрольный орган законодательной власти.
Деятельность ГКФУ сводится в основном к исследованию таких вопросов, как соответствие правительственных расходов их назначению, контроль за реализацией министерствами и ведомствами выделенных средств. ГКФУ анализирует бюджетные запросы администрации, программы общих расходов и доходов и их влияние на экономику и социально-политическую обстановку в стране. Профессиональные аналитики, специалисты по вопросам промышленности отдела политики и специальных исследований ГКФУ проводят исследования как в области военной, так и гражданской части бюджета. ГКФУ проводит анализ дорогостоящих правительственных программ.
Что касается стадии утверждения бюджета, то ее механизм в бюджетном процессе США весьма своеобразен.
Так, принятие бюджетной резолюции еще не означает окончательного утверждения бюджета. После того как направленный исполнительным аппаратом законопроект по бюджету на очередной финансовый год рассмотрят, обсудят и согласуют обе палаты Конгресса, он направляется Конгрессом Президенту США на согласование или для наложения вето. Президент может либо одобрить, либо наложить вето на весь законопроект, но не на его отдельные части.
В 1996 г. Конгресс США принял Закон «О постатейном вето», гарантирующий Президенту США ограниченные полномочия отменять новые расходы или ограниченные налоговые льготы, когда он подписывает законы, принятые Конгрессом. Однако в 1998 г. Верховный Суд США объявил эти полномочия неконституционными.
Таким образом, окончательное утверждение бюджета является результатом тесного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти.
По поводу исполнения бюджета можно сказать следующее. В соответствии с законом правительственные агентства (агентство — государственный орган-министерство, организация, другое учреждение Правительства США)12 не должны тратить больше тех объемов ассигнований, которые Конгресс США выделил им для деятельности; при этом выделенные средства можно использовать только для целей, указанных в законе. Закон «Об отсутствии дефицита» запрещает Правительству США осуществлять расходы или выполнять иные обязательства раньше, чем будут выделены ассигнования, кроме случаев, когда соответствующие полномочия предоставлены ему специальным законом.
Ведущая роль в исполнении бюджета принадлежит Министерству финансов (казначейству). Его главная задача — сбор средств для федерального бюджета.
Таким образом, Конституция РФ (ст. 132) закрепляет право органов местного самоуправления формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование.
Бюджетный процесс длится около трех лет, и это время называется бюджетным периодом.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными полномочиями соответствующих органов власти и органов местного самоуправления.
Основными законодательными актами, регулирующими все стадии бюджетного процесса, являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы организации бюджетного процесса на разных уровнях бюджетной системы, законы и муниципальные правовые акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, определяющие организацию бюджетного процесса в конкретных субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Бюджетный процесс включает следующие стадии: а) составление проекта бюджета; б) рассмотрение и утверждение бюджета; в) исполнение бюджета; г) составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Эти стадии осуществляются в строгой последовательности в течение бюджетного периода и тесно взаимосвязаны между собой.
На наш взгляд, следует законодательно закрепить в БК РФ следующие основные принципы, на которых основывается бюджетный процесс в Российской Федерации: принцип ежегодности бюджета (обязательности ежегодного возобновления бюджетного процесса и утверждения закона о бюджете (путем ежегодной корректировки бюджета) до начала очередного финансового года); принцип непрерывности (цикличности) бюджетного процесса/принцип периодичности бюджета; принцип специализации бюджетных показателей; принцип прогнозирования (взаимосвязи формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития)/принцип плановости бюджетного процесса; принцип реальности бюджета; принцип облечения бюджета в форму акта; принцип публичности и гласности бюджетного процесса; принцип разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами власти и местного самоуправления; принцип единства системы бюджетного процесса; принцип самостоятельности публичных образований в осуществлении бюджетного процесса; принцип организации финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.
Бюджетный процесс “является наиболее политизированной сферой социальной деятельности.
Именно в ходе бюджетного процесса “скрещиваются” интересы самых различных политических групп, ветвей власти, что приводит либо к своевременному принятию, соответственно, исполнению, либо к непринятию бюджета к началу финансового года”.
Совершенствование законодательства в области бюджетной деятельности должно служить целям совершенствования демократических процессов в государстве и обществе.
Закрепление вышеуказанных принципов бюджетного процесса в БК РФ позволит внести единство и стабильность в систему осуществления бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы РФ.
Цель работы: Рассмотреть сущность и тенденции бюджетного процесса в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!