Бюджетная система Российской Федерации | Пример курсовой работы

Бюджетная система Российской Федерации

Целью работы является исследование имеющихся проблем в бюджетной системе Российской Федерации и анализ возможных путей их решения.

Перераспределение финансовых ресурсов является одной из ключевых особенностей многоуровневой бюджетной системы. Бюджетная система Российской Федерации за время становления и развития претерпела глобальные изменения. Это касается как нормативно-правового регулирования, так и инструментов достижения сбалансированности бюджетов.
В Российской Федерации термин «межбюджетные отношения» появился в 1994 г. в результате реализации очередного этапа бюджетной реформы. В тот период под межбюджетными отношениями понимались отношения между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Однако из данного определения невозможно выделить предмет и объект межбюджетных отношений. Исправлена ситуация была намного позднее, и в настоящее время под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) [4].
Необходимо отметить, что с помощью межбюджетных отношений реализуются различные управленческие задачи, связанные с обеспечением сбалансированного экономического развития территорий, страны и созданием равных возможностей для органов государственной власти и местного самоуправления по реализации переданных им полномочий. В качестве субъектов межбюджетных отношений выступают органы власти или муниципального управления, а в качестве объекта – различные финансовые инструменты перераспределения средств между уровнями бюджетной системы РФ.
Предметом межбюджетных отношений можно считать [5]:
разграничение и закрепление расходных и доходных бюджетных полномочий;
перераспределение средств из бюджетов в порядке бюджетного регулирования;
возмещение расходов, связанных с передачей расходных полномочий или потерей доходов других бюджетов;
передачу средств на возвратной основе;
объединение средств с целью развития регионов и выравнивания социально-экономических условий их жизнедеятельности.
Таким образом, государство с помощью межбюджетных отношений на основе принципов бюджетной системы определяет бюджетные взаимосвязи и перераспределяет централизованные ресурсы в целях сохранения целостности и выравнивания темпов социально-экономического развития регионов и страны в целом. Для этого органам государственной власти необходимо обеспечить сбалансированность доходов и расходов бюджетов различных уровней.
Собственные доходы бюджетов различных уровней в основном формируются за счет получаемых налогов. Однако этих доходов может оказаться недостаточно для того, чтобы исполнить имеющиеся обязательства или сформировать бюджет развития и направить полученные средства на развитие экономики территории. В этом случае используются межбюджетные трансферы, которые являются ключевым инструментом государственной политики по регулированию территориального и экономического развития страны. Управляя правилами и порядком предоставления межбюджетных трансферов, государство может стимулировать или замедлять развитие определенных территорий, а значит предприятий и отраслей, которые расположены на этих территориях.
Форму, порядок предоставления и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ. Согласно данному нормативному акту, существуют следующие формы межбюджетных трансфертов [4]:
дотации – это межбюджетные трансферты, предоставленные на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений или условий их использования;
субсидии – аналогичные дотациям денежные средства (пособия, финансовая помощь), не имеющие строго определенной цели предоставления;
субвенции – это межбюджетные трансферты (то есть целевые средства, передаваемые от одного бюджета другому), которые подлежат возврату в соответствующий бюджет, если не будут использованы по их целевому назначению в установленный срок.
В настоящее время в России методы и модели межбюджетных отношений и распределения межбюджетных трансфертов далеки от идеальных. Федеральный центр организует жесткий контроль за целевым использованием перечисленных регионам средств. Регионы воспринимают такой контроль скорее как препятствие для эффективного использования средств, поскольку центр не всегда осведомлен о приоритетах местных органов власти. В такой ситуации да еще с учетом кризисных явлений, чтобы повысить эффективность трансфертов, федеральный центр сокращает их объем. Однако в этом случае происходит лишь перенос проблемы дефицита с федерального на региональный уровень, а не решение проблемы выравнивания темпов социально-экономического развития территорий.

Итак, результаты исследования показали, что в период своего исторического развития бюджетная система России формировалась под влиянием двух моделей: американской и европейской. От американской модели взят курс на сокращение роли государства в сфере социальной политики и перенос основных расходов на социальную сферу на самих граждан. Это было продиктовано дефицитом бюджета в период 1990-1998 годов и спадом в экономике.
В настоящее время усиливается влияние европейской модели, где государство имеет значительное влияние и значительная часть налоговых доходов направляется в федеральный центр, а затем перераспределяется среди административно-территориальных образований. Данная модель более централизована и нацелена на укрепление взаимосвязи центра и регионов.
Однако исполнение данной модели в России далеко до идеального. Это проявляется в существенных проблемах в межбюджетных отношениях. В частности, имеются проблемы полного и своевременного исполнения регионами своих обязательств по расходам. Это обусловлено тем, что доходы вначале собираются в федеральном центре, а потом распределяются по регионам. В результате формируются встречные финансовые потоки, что усложняет их контроль и удорожает администрирование.
Кроме того, есть проблемы и в перераспределении денежных потоков. Правила перечисления межбюджетных трансфертов не стимулируют регионы к наращиванию собственной налоговой базы. Логика построения межбюджетных отношений сегодня такова, что регионы-доноры перечисляют средства в федеральный центр, которые затем перечисляет их нуждающимся или особо нуждающимся регионам, т.е. таким регионам, в которых либо доходы населения ниже среднероссийских, либо бюджет дефицитный. Таким образом, происходит перераспределение от регионов с устойчивой экономикой в регионы с депрессивной экономикой. Такая ситуация не стимулирует регионы к развитию, а скорее наоборот – к деградации.
Описанные проблемы не являются нерешаемыми. Пути их решения есть. Основные – это корректировка законодательства о межбюджетных отношениях. В настоящее время в планах Министерства финансов РФ изменить правила распределения межбюджетных трансфертов, устранить встречные потоки денежных средств, закрепив налоги за определенным уровнем бюджета. Также в перспективе планируется изменить методику расчета бюджетной обеспеченности, что скорректирует порядок определения межбюджетных трансфертов и будет стимулировать регионы развивать собственную экономическую базу.
В результате решения описанных проблем будет сформированы эффективные механизмы выравнивания темпов социально-экономического развития регионов, что обеспечит одинаково высокое качество жизни населения на всей территории страны. Бюджет страны, в свою очередь, будет выполнять роль стимулятора экономического роста. Таким образом, в ходе исследования были проанализирована бюджетная система России, ее проблемы и пути решения. Следовательно, цель работы достигнута, задачи выполнены.
Целью работы является исследование имеющихся проблем в бюджетной системе Российской Федерации и анализ возможных путей их решения.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!