Бюджетирование: отечественный и зарубежный опыт | Пример курсовой работы

Бюджетирование: отечественный и зарубежный опыт

Целью исследования является исследование методических подходов к порядку составления бюджетов и применение полученных знаний в практической деятельности ООО «Маслопрод».

Оперативный (операционный, текущий, периодический) бюджет – бюджет, отражающий планируемые операции на предстоящий период для предприятия в целом или отдельного сегмента (подразделения). Иными словами, этот бюджет отражает план по основной деятельности предприятия (например, по производству и реализации продукции), конечным результатом которой должен стать определенный финансовый результат (получение прибыли). Поэтому, по сути цель составления оперативного бюджета – спрогнозировать отчет о прибылях и убытках предприятия за планируемый период (т.е. оценить прогнозные объемы продажи и производства продукции, на основе которых будут спланированы доходы и расходы, связанные с выполнением планов производства и продаж).
Финансовый бюджет – это бюджет, отражающий предполагаемые источники финансирования планируемой деятельности предприятия, а также направления их использования. Его составление должно показать финансовое состояние предприятия после выполнения запланированных мероприятий, поэтому, составление финансового бюджета сводится к составлению прогнозного бухгалтерского баланса на конец планируемого периода.
Составление генерального бюджета начинается с разработки оперативного бюджета, завершающим этапом которой является составление прогнозного отчета о прибылях и убытках, т.е. определение величины прибыли, которая будет получена в предстоящем периоде в результате осуществления запланированных операций.
Отправной точкой составления бюджета является составление бюджета продаж. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно перейти к составлению производственного бюджета, которое подразумевает разработку ряда документов [32, с. 19-25]. На основании бюджета производства продукции и бюджета использования и закупки материалов некоторые компании составляют бюджет движения ТМЦ, позволяющий оценить потоки запасов и сопоставить их с имеющимися «пропускными способностями» предприятия, т.е. наличием складских помещений. Бюджет общих и административных (управленческих) расходов представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции, но необходимых для поддержания деятельности в целом.
После составления производственной программы предприятие может определить свои потребности в дополнительном оборудовании, площадях и т.д., т.е. в инвестициях. Предпоследним шагом разработки бюджета, который необходимо предпринять до того, как организация составит прогнозный баланс, является разработка бюджета движения денежных средств (кассового плана).
Завершающим этапом разработки бюджета является составление прогнозного баланса. Для этого используются данные вышеперечисленных бюджетов, а также сведения о начальных остатках отдельных видов имущества и обязательств, которые берутся из отчетного баланса за предшествующий период [29, с. 187].
В завершение отметим, что бюджеты бывают статическими и гибкими.
Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. На практике же однозначно предсказать объемы производства и продаж невозможно. Поэтому целесообразно изначально составлять гибкий бюджет. Под гибким бюджетом понимается бюджет, рассчитанный исходя из плановых (нормативных) показателей на фактически достигнутый объем производства и продаж [26, с. 57].
Итак, планирование текущей деятельности заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Генеральный бюджет предприятия равен сумме всех бюджетов структурных подразделений. При составлении бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции. Он заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов и отделов входят в сводный (консолидированный) бюджет предприятия. Оптимальным считается такой бюджет, в котором доходный раздел равен расходной части. При дефиците сводного бюджета возникает необходимость его корректировки посредством увеличения доходов или снижения расходов.
Задача планирования деятельности предприятия, формирования бюджета и контроля за его исполнением является одной из важнейших в области управления предприятием. Для решения данной задачи необходимо большое количество финансовой, бухгалтерской и производственной информации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе настоящей работы раскрыта роль и значение бюджетирования. Бюджет организации – календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью компании. Бюджет организации составляется в натуральном и/или денежном выражении и определяет потребность компании в ресурсах, необходимых для получения прогнозируемых доходов.
Преуспевающие компании все эффективнее прогнозируют будущую деятельность и связанные с ней потребности в ресурсах, что позволяет при необходимости регулировать планы и оставаться в числе лидеров, а современные бюджетные системы и качественное программное обеспечение помогают им в этом.
В настоящее время интерес к проблемам управленческого учета и бюджетного управления все возрастает. Управленческий учет необходим как некоммерческому, или государственному, предприятию, так и коммерческим производителям продукции или организациям, предоставляющим услуги. Если какая-нибудь организация намерена осуществить эффективное бюджетное планирование на будущее и увеличить до максимального предела отдачу от своих ресурсов, то, чтобы помочь своим менеджерам достичь этих целей, ей необходима качественная информация управленческого учета.
Фактически бюджет представляет собой план в денежном выражении и служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
Бюджет как количественное выражение планов деятельности предприятия является важнейшим средством контроля за производственной ситуацией, создает объективную основу для оценки результатов деятельности организации.
Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов организации, предполагает разработку главного бюджета, бюджетов (смет) направлений деятельности, смет структурных подразделений.
Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем подразделениям или направлениям деятельности план работы организации, состоящий из двух частей – финансового и операционного бюджета.
В финансовые бюджеты входят: бюджет доходов и расходов; бюджет движения денежных средств; прогнозный баланс.
В операционные бюджеты входят: бюджет продаж; бюджет производства; бюджет производственных запасов; бюджет прямых затрат на сырье и материалы; бюджет прямых затрат на оплату труда; бюджет общепроизводственных расходов; бюджет коммерческих расходов; бюджет управленческих расходов.
Во второй главе курсовой работы представлена краткая характеристика ООО «Маслопрод». Основная деятельность ООО «Маслопрод» – переработка семян подсолнечника, производство подсолнечного масла; жареных фасованных семечек и т.д.
Далее составлены операционный и финансовый бюджет ООО «Маслопрод».
Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).
Финансовый бюджет состоит из трёх финансовых документов:
-прогноз отчёта о прибылях и убытках
-прогноз отчёта о движении денежных средств
-прогноз бухгалтерского баланса
Промежуточные и итоговые результаты, полученные в процессе составления генерального бюджета анализируемого предприятия, подтверждают реальность составленного бюджета, его жизнеспособность и свидетельствует о том, что у предприятия имеется достаточный потенциал для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и, в частности, для снижения себестоимости продукции и получения прибыли.
Во второй главе настоящей работы внесено предложение по автоматизации управленческого учета ООО «Маслопрод». Именно выбор оптимальной бюджетной модели на этапе разработки финансовой и бюджетной структур позволит предприятию не только сократить время и затраты, но и получить максимальный результат, выражающийся в повышении прозрачности бизнеса и улучшении финансовых показателей в кратчайшие сроки, а также обеспечить возможность дальнейшего роста и развития системы.
Целью исследования является исследование методических подходов к порядку составления бюджетов и применение полученных знаний в практической деятельности ООО «Маслопрод».

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!