Буллинг, как явление подростковой агрессии в школе | Пример курсовой работы

Буллинг, как явление подростковой агрессии в школе

Цель исследования: определение особенностей проявления буллинга подростками в школе.

С позиции Р.В. Бисалиева агрессия позиционируется как: « Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности».
Агрессивность как феномен рассматривается с позиции негативного, деструктивного поведения индивида, влияющего на его возможность объективно воспринимать объективную реальность, а также в определенной степени имеет разрушительный характер для общества, других индивидов, попадающих в рамки взаимодействия с теми, у кого выражено агрессивное поведение.
Связь агрессии и буллинга проявляется в том, что буллинг определяет фактическое проявление подростками негативное отношения к другим подросткам, что выражается в унижении, оскорблении и т.д.
В исследованиях многих авторов основными причинами проявления буллинга подростками как явления агрессии являются:
•Семья и семейное воспитание. Именно в рамках семейного воспитания у подростков формируются основы поведения, поэтому, если кто–то из членов семьи проявляет агрессию, то школьники могут взять такое поведение за норму, что и приводит к дальнейшему развитию деструкции в поведении школьников.
•Насилие по отношению к личности подростка. Насилие может выражаться не только в физическом воздействии, но и в словесном. Зачастую школьники средних классов в силу своего возраста не могут воспринимать критику со стороны окружающих, что приводит к проявлению буллинга по отношению к более слабым..
Обратим внимание на факторы, способствующие формированию агрессивного поведения у школьников средних классов, приводящие к проявлению подростками буллинга:
1)социальные факторы (фрустрация, вербальное и физическое нападение, характеристики жертвы, подстрекательство со стороны окружающих, установки, предрассудки и система ценностей значимых для детей взрослых), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух);
2) ситуационные (плохое самочувствие, переутомление, влияние продуктов питания);
3) индивидуальные, или личные (подсознательное ожидание опасности, неуверенность в собственной безопасности, при обретенный отрицательный опыт, эмоциональная нестабильность, недовольство собой, повышенная раздражительность, чувство вины);
4) биологические причины (сходство генов, содержание тестостерона, реактивность симпатической нервной системы), которые влияют на проявление агрессивного поведения детей.
Различают ряд мотивов агрессивного поведения, приводящие к буллингу:
Мотивы патологические – это психозы, бред, галлюцинации и прочее. Они являются следствием психических отклонений, заболеваний.
Мотивы враждебные – эмоциональный срыв, ярость, ненависть, гнев.
Мотивы гедонистические – здесь агрессия является инструментом получения удовольствия.
Мотивы авторитарные (жажда власти) – школьник, проявляющий агрессию авторитарную, стремится любой ценой доминировать над другими людьми.
Мотивы отрицания – агрессия как способ нарушить установленные нормы и правила.
Мотивы психической саморегуляции – с помощью агрессии ребенок пытается уравновесить свое эмоциональное состояние.
По направленности агрессивное поведение бывает двух типов:
– гетероагрессия;
– аутоагрессия.
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает школьника. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
В процессе теоретического анализа нами было определено, что буллинг представляет собой агрессивное поведение, которое детерминируется различными факторами.
Основными причинами, порождающими проявление подростками буллинга, выступают:
недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
сниженный уровень саморегуляции.
Также акцентируем внимание на ситуациях, детерминирующих буллинг в среде подростков:
привлечение к себе внимания сверстников;
ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство;
защита и месть (в ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
стремление быть главным.
Связь агрессии подростков и проявления буллинга проявляется в том, что буллинг определяет фактическое проявление подростками негативное отношения к другим подросткам, что выражается в унижении, оскорблении и т.д.
Факторами, способствующие формированию агрессивного поведения у школьников средних классов, приводящие к проявлению подростками буллинга. являются:
1)социальные факторы;
2) ситуационные;
3) индивидуальные;
4) биологические причины.Во второй части работы представлено эмпирическое исследование буллинга как явления подростковой агрессии. По итогу исследования нами было определено следующее:
Основная часть опрошенных подростков отмечают отсутствие проявления по отношению к ним буллинга.
В общении подростки ориентированы на проявление брюзжания – 30%, то есть подростки высказывает негативную необоснованную позицию по отношению к собеседнику.
Для основной части подростков не свойственно проявление агрессии – 65%.
В контексте рекомендаций по профилактике буллинга как явления подростковой агрессии мы ориентировались на важность применения следующих методов и приемов работы с подростками:
Проведение просветительской работы.
Взаимодействие со специалистами.
Тренинговые методы.
Ролевая игра.
Метод «мозговой штурм».
Метод проектов.
Эссе.
Цель исследования: определение особенностей проявления буллинга подростками в школе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!