Божественная комедия Данте, проиллюстрированная Боттичелли. Поэтический образ-слово и линия | Пример курсовой работы

Божественная комедия Данте, проиллюстрированная Боттичелли. Поэтический образ-слово и линия

Цель исследования: выявить культурно – исторические основания художественного стиля иллюстраций Ботичелли к «Божественной комедии» и определить их роль в создании системе поэтический образ-слово и линия.

Неоднократно образы «Божественной комедии» отражены в скульптуре и живописи. Так, Роден запечатлел прекрасные образы Данте в знаменитой скульптуре «Врата ада». Флорентинец Сандро Боттичелли начал выполнять иллюстрации к «Божественной комедии» Данте по просьбе Лоренцо ди Пьер Франческо Медичи (Lorenzo di Pier Francesco di Medici) примерно в 1490 году. Его рисунки позволяют увидеть, насколько флорентийский художник был очарован этим шедевром поэзии и гуманизма, созданным воображением Данте Алигьери.
В первом кругу (лимбе) тоскуют, хотя и не мучаются, души тех, кто не совершил греха, но умер не крещённым и потому, согласно учению церкви, не может попасть в рай. Здесь Данте встречает античных героев и поэтов. Во втором кругу терпят кару за греховную жизнь. Души грешников здесь кружатся в вечном вихре, подобном вихрю их земной страсти. Восьмой круг состоит из десяти рвов, где караются различные виды ненавистного Данте обмана – ложные прорицания, лесть, фальшивомонетничество и другие. В последнем, девятом кругу мучаются изменники – они мёрзнут в ледяном болоте. В центре земли, низшей точке ада, заключён Люцифер – ангел, восставший против бога.
В своих трёх пастях он дробит трёх величавших изменников: Иуду, согласно евангельской легенде предавшего Христа, и убийц Юлия Цезаря – Брута и Кассия. Измена Христу и императору – самый страшный грех в представлении Данте, в то время поборника императорской власти. Кара грешника у Данте всегда представляет символ греха; например, тираны купаются в реках крови, льстецы ходят в свинцовых одеждах, снаружи позолоченных.
Чистилище находится на высокой горе. В каждом из его семи кругов несут временную кару мертвецы, совершившие какой-либо из более лёгких грехов. Рай расположен на девяти сферах неба. Праведники в раю помещаются на той или иной планете в зависимости от своих заслуг.
Всё это фантастическое, религиозно-богословское построение с его символикой в то же время своеобразно отражает реальную жизнь.
Исследованные архивные документы, журналы и научные публикации позволили нам по-новому раскрыть идеологическое и эстетическое содержание, чтобы изучить иллюстративный цикл Боттичелли для Божественной комедии и рассматривать его как результат сложного культурно-исторического процесса.
Исследование показало, что работы Боттичелли отражают уверенность в себе эпохи и направлены на поиск культурной самобытности, которая определила развитие искусства.
В результате мы обнаруживаем, что проблема перевода философских и этических взглядов Данте в визуальные образы серьезно встает перед художником Боттичелли, который иллюстрирует «Божественную комедию». Активное желание понять комедию объясняется поэтическим, социальным и публицистическим богатством произведения, которое совпадает с событиями современной жизни.
Когда жизни людей попадают в ловушку трагедии, возникает необходимость в диалоге с Данте.
Работа Сандро Боттичелли имеет еще один переходный характер, поскольку она знаменует собой переход от раннего к высокому ренессансу. В его работах художественный синтез, который отличает живопись Рафаэля, еще не чувствуется. У Боттичелли, однако, иное отношение к древнему наследию, чем у художников начала 15-го века: Боттичелли не настолько подражает античному искусству, что создает на его основе особую «светскую мифологию» (Арган Дж.), Которая позволяет говорить о современности на языке древней аллегории.
Стиль Боттичелли «балансирует» между линейным орнаментализмом поздней готики и музыкальной скульптурой римского рельефа. Фигуры древней мифологии и литературы представляют современников художника, которые близки к аристократическому двору Лоренцо Медичи и иногда затрагивают рамки христианской религиозной символики.
Стихотворение Данте, рассказывающее о путешествии через ад и рай, похоже на произведение Боттичелли, представляющее собой противоречивую смесь древних (особенно платонических) литературных и философских традиций и средневекового образного мышления.
Боттичелли ссылается на Божественную комедию 1492-97 как иллюстратор. и предлагает два основных принципа картины. Один из них включает в себя средневековые художественные тенденции, другой – старые.
Другим важным средневековым элементом в образах Боттичелли являются традиционные образы международной готики: это каноническое изображение рая в форме сада с молодыми деревьями, элементы готической фантастики и т. д.
Античные элементы в иллюстрациях Сандро Боттичелли продиктованы текстом Данте. Например, когда Данте пишет о «Фонтане великанов» («Ад», Песня XXXI), он объединяет мифологические и библейские изображения и помещает великанов, восставших против богов, и короля Нимрода – строителя Вавилонской башни – в одном кругу ада.
Инновационный подход художника проявляется в композициях, которые вышли за пределы существующих традиций. На одной из иллюстраций, посвященных Раю, мастер показывает две плавающие фигуры в абстрактном диагональном пространстве. Нестабильность композиционного решения, сочетание стилизованных орнаментальных мотивов и особенностей, придает картине оригинальность. Интересно, что такое сочетание абстракции и специфики, вымысла и натурализма также характерно для литературного языка Данте, который легко переходит от сложной аллегории к реалистическому повествованию..
Цель исследования: выявить культурно – исторические основания художественного стиля иллюстраций Ботичелли к «Божественной комедии» и определить их роль в создании системе поэтический образ-слово и линия.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!