Борьба с коррупцией: роль и значение права

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть сущность и методы борьбы с коррупцией.

Введение и актуальность


Как следует из положения ст. 7 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, отнесено к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Мы считаем, что необходима оптимизация требований к федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что в целом позволит создать единую систему непрерывного антикоррупционного образования в стране и будет являться одной из приоритетных мер по противодействию коррупции.

1.2 Коррупция: причины возникновения и методы борьбы с ней

На протяжении долгих лет в Российской Федерации проблема коррупции представляет собой угрозу национальной безопасности, препятствует развитию разнообразных политических институтов и обществ.
Данный нелегальный «бизнес» приобрёл в деятельности органов государственной власти и управления глобальный, необъятный характер.
Более того, коррупция отрицательно сказывается на развитии экономики, финансовой системы и инфраструктуры российского общества как такового. Необходимо отметить и тот факт, что наличие данной проблемы негативно отражается на возможностях реализации граждан своих законных прав, отмеченных в конституции нашей страны, в сфере образования, здравоохранения, имущественных и иных отношений.
Все вышеперечисленные, и ряд смежных проблем преследуют собой последствия коррупции, что указывает на необходимость формирования государством эффективных механизмов антикоррупционной политики.
Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данный аспект повлиял на развитие морально — идеологических устоев в обществе, вследствие чего у населения выработалась особая привычка: терпимость всех основных слоев населения к коррупции, формирование и снисходительное отношение к данному явлению.
Коррупция приобрела в России системный характер. Рассматривая статистические оценки коррупции в России, можно отметить, что они настолько условны, что не несут точную информацию о действительном состоянии данного явления в стране.
Однако следует заметить, что коррупция — явление достаточно сложное, обладающее высокой степенью латентности, что, в свою очередь, и оправдывает факт затруднительного выявления правонарушений.
Взяточничество относится к яркому примеру нарушения, имеющего небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, ведь в данных действиях нет лиц, заинтересованных в истине и последующем наказании виновных. Поэтому также и отсутствуют действенные меры, применяемые к правонарушителям. Оценивая данные факты, можно сделать вывод, что в ближайшее время не будет наблюдаться тенденции роста фиксируемых коррупционных правонарушений.
В настоящее время выделяют несколько способов борьбы с коррупцией:
1) предупреждение коррупции, формирование и проведение активной антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства;
2) персональная ответственность для глав регионов и органов исполнительной власти за невыполнение антикоррупционных норм (данная мера, по словам члена экспертного совета при правительстве и рабочей группы по противодействию коррупции Сергея Стрельникова, наряду с другими войдет в новый национальный план по противодействию коррупции на ближайшие два года);
3) следование положениям федеральных законов о коррупции, конвенций (например, «конвенция ООН против коррупции», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года), общественных комиссий («Общественная комиссия по борьбе с коррупцией», учрежденная физическими лицами 14 мая 2004 года) и другим законодательным актам.
Пристальное внимание должно уделяться модели борьбы с коррупцией, в рамках которой проводится антикоррупционная политика. Ранее для нашей страны были характерны две модели: авторитарная и либеральная.
Следовательно, для Российской Федерации, ведущей активную борьбу с коррупцией, единство верной моделью будет та, которая отразит на себе все специфические характеристики страны, способная действительно функционировать на практике.

Заключение и вывод

Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы:
Коррупция, как негативное явление, подразумевает возможность использования определенным лицом, имеющихся у него должностных полномочий.
Коррупция была и остаётся одной из главнейших внутренних проблем в России. За последний период в СМИ всё чаще появляется сообщения о задержании чиновников разного уровня, которым выдвинуты обвинения во взяточничестве, растрате государственного имущества и злоупотреблении своими полномочиями.
Как правило, такие сообщения вызывают бурный общественный резонанс, в том числе и из-за размера взяток. Можно с уверенностью думать, что в России начался принципиально новый этап борьбы с коррупцией. Её масштабы воистину воодушевляют, так как в истории постсоветской России подобным прецедентам с трудом можно что-либо сопоставить.
Правовую основу противодействия коррупции в РФ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Для выявления фактов, сопряжённых с риском возникновения предпосылок для коррупции на уровне нормативно-правовых актов, существует ряд норм таких, как ФЗ РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Эти документы призваны выявлять и пресекать наличие в издаваемых нормативно-правовых актах лазеек для возможности нарушений коррупционного характера. Однако проблема заключается в том, что законодательные акты, имеющие противоречия, выявленные в результате экспертиз, иногда всё же вступают в законную силу без корректировки.
Национальная стратегия противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов власти субъектов РФ и муниципальных образований.
На сегодняшний день существуют следующие причины борьбы с коррупцией:
1) малое количество независимых средств массовой информации;
2)  «слабость» независимой судебной системы.
В результате проведенных исследований видно, что сегодня коррупцией пронизаны все сферы общественной жизни. А это говорит о необходимости дальнейшего проведения антикоррупционной политики.
В связи с вышесказанным следует наметить основные пути решения данной проблемы:
-   Ужесточить наказания за коррупционные действия;
-   Осуществить внедрение в общественное сознание неприятие к коррупции и взяточничеству с помощью проведения пропаганды населения и органов государственной власти.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ