Бизнес-планирование в условиях кризиса.

Цели и задачи

Целью исследования является определение структуры, содержания и формата бизнес-плана, развитие бизнес-планирования, его важность создания в условиях кризиса, необходимость использования бизнес-планов.

Введение и актуальность


Большинство руководителей в процессе бизнес-планирования рассматривают план как необходимый инструмент управления предприятием в кризисные периоды времени. Непосредственно плановые показатели являются элементом стабильности в хаосе кризиса. Причем планирование должно быть не только оперативным, но и среднесрочным. Само же понятие «среднесрочности» во время кризис поддается изменениям. Если в период стабильности среднесрочным считается 1-3-летний план, то во время кризиса – только на 1 год. Часто разрабатывают планы на год. Более длинные – планировать не имеет смыла – появляется вероятность неопределенности. Планировать меньше чем на год нельзя. Изменение и уточнение планов, тогда должно происходить каждый квартал.
В кризисное время подвергается изменению роль годового плана в управлении предприятием. Прежде всего, план является не столько набором финансовых показателей, сколько директивой к действию в зависимости от осуществления различных факторов риска. При этом цели должны задавать направление эффективного развития и обозначить приоритеты предприятия и при этом оставлять свободное планирование конкретному объяснению. Это дает возможность при планировании сохранить единый курс движения, выбрать пути, по которым предприятие должно эффективно развиваться. Причем, именно в кризисное время увеличивается значимость регулирующей функции плана, который обеспечивает согласованность антикризисных действий всех производственных отделений предприятия.
Далее, план должен давать возможность принимать быстрые решения в ответ на происходящие изменения внешней среды. Неумеренное давление жестких бюджетов может снизить результативность решений среднего менеджмента, при этом ограничив их гибкость во время реагирования на меняющиеся условия на рынке. Для этого руководству предприятия следует обращать внимание на проявление интереса к эффективному обмену информацией между подразделением и обеспечению обратной связи на все уровни управления, иногда даже и вопреки представлениям безопасности информации.
Для менеджеров и акционеров план выполняет психоаналитическую функцию, то есть переживание неприятностей пока они не появились. Хорошо проработанный план дает уверенность в том, что любые сложности можно преодолеть.
Итак, ключевыми особенностями подхода к бизнес-планированию в кризис являются:
Снижение детализации.
Повышение гибкости
Повышение оперативности.
Все виды планирования должны по-прежнему быть, меняются только акценты по детализации. В первую очередь снижается степень детализации среднесрочных планов. Детальность проработки среднесрочного плана может быть снижена до индикативного планирования. При удачном критерии требуемого уровня детализации план должен обеспечивать ровно ту степень детализации, которая позволяет менеджменту управлять компанией.
Что касается гибкости и оперативности планирования, то эксперты высоко оценивают такой инструмент как скользящее планирование. Так, на некоторых предприятиях скользящий план разрабатывается на три месяца и пересматривается примерно 2-3 раза в месяц. Следует отметить, что при значительной вариации и гибкости среднесрочных и оперативных планов, стратегические планы предприятия должны меняться только в особых случаях. Нельзя с той же скоростью менять и стратегические планы. Предприятие в кризисные времена как никогда должно быть «динамически стабильным». Это значит, что при неизменности стратегических целей и миссии оперативные планы должны полностью соответствовать реалиям окружения бизнеса. Некоторые руководители предприятий отмечают важность учета отраслевой специфики и утверждают, что, например, металлургия не является розничной торговлей, в металлургии нельзя менять направление деятельности или ассортимент, сильны моменты инерции.
На первый взгляд, в ситуации кризиса подход предприятий к бизнес-планированию поддается стандартизации. Планирование становится более гибким, менее детализированным, но в то же время и более критичным для предприятия. Набор используемых инструментов планирования в целом тоже совпадает.
Однако при более внимательном анализе можно обнаружить, что у разных предприятий разные приоритеты в планировании. Для одних критически важно выживание предприятия, для других - поведение макроэкономических факторов. Для третьих почти ничего и не изменилось.
Выделяются три подхода к бизнес-планированию в условиях кризиса:
от «прожиточного минимума»
от сценариев развития внешней среды
от целевых показателей
Конечно, на практике вариантов намного больше. Обычно в тех или иных пропорциях сочетаются все три подхода. Но важно ясно понимать, какой из подходов для предприятия является основным, а какой – дополнительным.

Заключение и вывод


В ходе написания курсовой работы мною были раскрыты задачи, поставленного исследования, а именно было выяснено понятия «бизнес-планирование», «бизнес-план», «кризис», как взаимодействуют «бизнес-планирование» и «кризис», было выделено основные подпроцессы бизнес-процесса, было изучено бизнес-планирования на рынке услуг и товаров, как правильно создается бизнес-планирование во время кризиса и есть ли в этом смысл.
При написании курсовой работы была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники, описаны теоретические аспекты и раскрыты ключевые понятия исследования.
В ходе проведенной мною работы, было обнаружено, что чем ниже доходность предприятия и сложнее его финансовое положение, тем меньше должен быть горизонт планирования или чаше должны проводиться корректировки ранее утвержденных стратегических планов.  Потому необходимым условием комплексной оценки результатов деятельности предприятия является корректное определение состава контрольных показателей и нормативов на плановый период.
Кризис является неким идентификатором для менеджмента предприятия: насколько эффективно возможно реагировать на негативное изменение внешней среды и вовремя влиять на него, насколько руководители компаний способны измениться и совершенствоваться, тем самым давая компании шанс выжить в кризисе…

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ