Курсовая работа по библиотековедению

в 2018-2019 учебном году

Рекомендации на основе анализа 37 готовых работ

Библиотековедение — топ тем курсовых в 2018-2019

  • 1 Функции библиотеки: Современная интерпретация
  • Новое время формирует новые подходы, как к организации деятельности библиотек, так и к процессу управления ними. В процессе управления библиотеками большое значение приобретает формирование и организация учетной политики. Учет, как управленческая функция, тесно связан с рядом других, таких как планирование, контроль, организация, регулирование и является средством обратной связи в управлении.
    Среди ученых в области библиотечно-информационной деятельности доминирует толкование понятия «функции управления» как сферы деятельности, обособившейся в силу существующего в библиотеке разделения труда и представляющей собой комплекс повторяющихся видов работ, выполняемых различными субъектами управления[22].Объектом исследования в курсовой работе является: учет в библиотеке.Предметом исследования: формы учета.Цель курсовой работы: рассмотреть учет как функцию управления библиотекой.Задачи курсовой работы:рассмотреть учет как управленческую функцию;описать виды учета в библиотеке;рассмотреть нормативно-правовую и методическую регламентацию учета в библиотеке; описать формы учета библиотечной деятельности.Использованные источники.
    В курсовой работе использованы работы А.С. Ванеева, С.В. Митрофановой, Р.С. Мотульского, Я. Михневич, И.М. Сусловой, С.Д. Колегаевой и др. Кроме того, проанализированы нормативные и методические документы, такие как Федеральный закон «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре», Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (2012), ГОСТ 7.0.20-2014 «Библиотечная статистика» и др.Методы: описание и анализ.Структура работы: введение, главы, заключение, список источников и литературы.

    Ученые и практики в области библиотечного дела по-разному трактуют такое понятие, как «учет». Например, А.Н. Ванеев определяет учет как наблюдение, измерение и фиксацию всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах [22,с.17].Авторы учебно-практического пособия «Управление библиотекой» классифицируют учет как функцию управления, которая представляет собой регулярный и систематизированный сбор сведений и данных о состоянии и развитии библиотеки с помощью регистрации конкретных данных, характеризующих количественную и качественную стороны библиотечных процессов [19,с.266].
    Иная трактовка дана С.В. Митрофановой. По ее мнению, учетом является регулярная систематизированная регистрация сведений о работе библиотеки по определенным формам и показателям [13].Рассматривая вопросы управления библиотекой как социокультурной системой, А.И. Пашин формулирует функцию учета как «систематический сбор данных о функционировании и развитии библиотеки, которая создает информационную базу для управления» [17].Согласно определению, данному в «Терминологическом словаре» учет – это «систематическая регистрация и подсчет факторов в целях количественной и качественной характеристики явлений, характеризующих деятельность библиотеки» [10].
    Резюмируя вышеизложенное, Ю.С. Сергеева определяет учет как организационно упорядоченную систему, систематизирующую сбор сведений о деятельности библиотеки путем регистрации конкретных данных по установленным формам и показателям[18].Учет входит составной частью в процесс управления и имеет свою цель, функции, принципы и требования.Основной целью учета является сбор точных и достоверных данных обо всех библиотечных явлениях и процессах, способствующих контролированию уровня и динамики развития деятельности библиотеки, принятию правильных управленческих решений, сохранности материальных ценностей, обобщению опыта работы.Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах.

    Учетом в библиотеке является функция управления, которая представляет собой регулярный и систематизированный сбор сведений и данных о состоянии и развитии библиотеки с помощью регистрации конкретных данных, характеризующих количественную и качественную стороны библиотечных процессов.Основной целью учета является сбор точных и достоверных данных обо всех библиотечных явлениях и процессах, способствующих контролированию уровня и динамики развития деятельности библиотеки, принятию правильных управленческих решений, сохранности материальных ценностей, обобщению опыта работы.
    Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах.Функции учета: информативная, аналитическая и контрольная. Информативная функция заключается в том, что учет является основным поставщиком информации о деятельности библиотеки. Аналитическая функция учета состоит в обобщении и конкретизации показателей деятельности библиотеки, их анализе и выявлении фактов, оказывающих влияние на результаты работы библиотеки. Контрольная функция реализуется посредством оценки степени достижения библиотеки своих целей, уточнения этих целей, выявления отклонений и причин вызывающих отклонения, разработки и реализации комплекса мероприятий по их устранению.Методическую основу учета составляет совокупность инструкций и правил по формированию учетной документации.
    Обязательным для всех типов библиотек является суммарный и индивидуальный учет поступающих в библиотечный фонд и выбывающих из него документов; обеспечение идентичности номенклатуры основных показателей, вводимых в учетные формы библиотеки и государственной статистики; учет фонда в стандартных учетных единицах; обеспечение стабильности принятых единиц учета, последовательности их применения; обеспечение сопоставимости единиц учета в экземплярах с единицами хранения и единицами выдачи, за исключением газет и журналов;

  • 2 Организация библиотечного обслуживания в современной библиотеке
  • Сельская библиотека переживает трудные времена, а ведь общедоступные библиотеки всегда выполняли важнейшие социальные и общественно - коммуникативные функции, являлись одним из базовых элементов культурной, образовательной и информационной инфраструктуры нашей страны. Сейчас остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества. Современное состояние библиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, стоящих перед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания.
    Цели и задачи развития муниципальных библиотек в условиях развития информационного общества сферы должны соответствовать происходящим в стране переменам в социальной политике и международной практике. Информатизация библиотек является обязательным условием для обеспечения населения современными библиотечными услугами. В настоящее время в рамках построения электронного правительства реализуется программа – «Информационное общество», ориентированная на выполнение в 2011–2020 гг. Нельзя говорить о создании единого информационного пространства без развития сельских библиотек, которых в России более 38 тысяч. Часто сельская библиотека является единственным культурным учреждением на селе. Именно она осуществляет самые разнообразные функции – образовательную, досуговую, развлекательную, культурно - просветительную, мемориальную, историко-краеведческую, оказания социальной помощи населению.
    Значительная часть селян живет сегодня в обстановке дефицита информации, в следствии, сейчас как никогда ранее повышается потребность в достоверной, полной и своевременной правовой информации. Она нужна людям для того, чтобы в определённой жизненной ситуации принять оптимальное, не противоречащее закону решение, в полной мере реализовать или защитить свои права.

    История развития сельских библиотек Видную роль в развитии библиотечного дела в конце XIX — начале XX в. сыграли земства. Еще в 70–80-х гг. XIX в. земства оказывали известную помощь развитию сети народных и общественных библиотек, но до середины 90-х гг. ничего существенного в этой области сделано не было. С середины 90-х гг. в деятельности земств в области библиотечного дела наблюдается заметное оживление. Земско-библиотечное дело развивалось по двум самостоятельным направлениям.
    Первое включало развитие публичных (платных) и специальных библиотек для земских служащих, второе — развитие бесплатных народных (общественных) библиотек-читален. Приоритетным направлением для большинства земств оставалась организация бесплатных народных библиотек и читален в силу того, что земства, как органы местного самоуправления, были заинтересованы, прежде всего, в общедоступности своих просветительских учреждений, и поэтому одним из лучших путей предоставления знания признавалось учреждение бесплатных народных библиотек. Например, к 1917 г. земства содержали 14 тысяч общественных библиотек-читален. В начале XX в. земства организовали систему передвижных библиотек, которые преследовали те же цели, что и стационарные библиотеки-читальни. Селения, имеющие небольшое число читателей, обслуживались передвижными библиотеками.
    Одной из форм организации библиотечного обслуживания на селе были избы-читальни. Земства входили в соглашение с крестьянами, желавшими предоставить свой дом для собрания крестьян и чтения им вслух газет и журналов в определенные дни и часы. Несмотря на известные успехи, общее состояние библиотечного дела в России накануне первой русской революции по-прежнему оставалось тяжелым. Согласно ст. 175 цензурного устава для открытия общественной или народной библиотеки необходимо было получить разрешение от местного губернатора. Особенно бесправным было положение народных библиотек и читален, обслуживающих демократические слои населения. Для этих библиотек, помимо общих законов, издавались особые постановления и правила.

    В заключении можно сделать следующие выводы.Библиотечное обслуживание изменяется под влиянием различных факторов, к которым можно отнести преобразование политических и социально- экономических условий в стране, информационных интересов и потребностей общества и отдельных пользователей, уровня библиотечного образования и наличия подготовленных специалистов, личностных качеств сотрудников библиотеки. Сельские библиотеки, будучи важными социокультурными, досуговыми центрами, активно проводят массовые мероприятия, ориентированные на различные категории пользователей.
    Отсутствие или низкая активность группового и массового обслуживания влечет утрату сельской библиотекой своего статуса, падает интерес населения к ее деятельности. Проще говоря, снижается востребованность библиотечных услуг, интерес к библиотеке в целом.Характерной для 90-х гг. стала преемственность и других видов массовой работы, опыт проведения которых был накоплен еще в советский период, – читательские конференции, литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, обзоры литературы, беседы с читателями и др. В условиях развития информационных технологий важным направлением работы стала компьютеризация библиотек.
    Таким образом, эволюция массовых и групповых форм библиотечного обслуживания в сельских библиотеках в XX – первых десятилетиях XXI в. зависела, прежде всего, от смены политических, экономических и социальных и культурных условий, которые повлекли за собой изменения информационных потребностей общества. Агитационная работа и пропаганда чтения, сохраняясь, приобрела новые характеристики и способы реализации. Тематика массовых мероприятий стала ориентироваться не столько на требования со стороны государства, сколько на интересы пользователей с учетом специфики интересов местного сельского населения. Не менее важным фактором стало развитие науки и техники, внедрение информационных технологий.

  • 3 Детские библиотеки: задачи, содержание работы.
  • В современном мире данная тема является актуальной, так как библиотеки сейчас являются хранилищами культуры нашей нации, досуговыми учреждениями, а также центрами информационных ресурсов. С помощью изучения фондов библиотек можно сделать прогноз их будущего и увидеть перспективы для дальнейшего развития. Формирование фонда детской библиотеки должно иметь наибольшее внимание, потому что после библиотеки в школе, детская будет первой, куда школьник обратится за помощью в учебном процессе.На протяжении многих веков чтение стало осознаваться обществом как государственная проблема.
    Исходя из этого было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундамент реализации этой программы является библиотека, а основа для поддержания чтения детей и семей – это школа и библиотека, которая работает вместе с детьми. Сейчас в России действует развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике, а именно система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах.В течении 10–15 лет чтение детей переживает явный кризис и многим группам пока что читающих детей угрожает опасность отторжения от книжной культуры. В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемсяинформационном обществе, так называемом «обществе знаний».Цель данной работы – проанализировать детские библиотеки;Объектом исследования детская библиотека;Предмет исследования формирование детских библиотек

    В современном мире данная тема является актуальной, так как библиотеки сейчас являются хранилищами культуры нашей нации, досуговыми учреждениями, а также центрами информационных ресурсов. С помощью изучения фондов библиотек можно сделать прогноз их будущего и увидеть перспективы для дальнейшего развития. Формирование фонда детской библиотеки должно иметь наибольшее внимание, потому что после библиотеки в школе, детская будет первой, куда школьник обратится за помощью в учебном процессе.На протяжении многих веков чтение стало осознаваться обществом как государственная проблема.
    Исходя из этого было принято решение о разработке долгосрочной Национальной программы развития чтения в России. Фундамент реализации этой программы является библиотека, а основа для поддержания чтения детей и семей – это школа и библиотека, которая работает вместе с детьми. Сейчас в России действует развитая сеть школьных и уникальная в мировой практике, а именно система специализированных детских библиотек, включающая более 70 библиотек на федеральном и региональном уровнях; более 4 тыс. детских библиотек работают в городах, поселках и селах.В течении 10–15 лет чтение детей переживает явный кризис и многим группам пока что читающих детей угрожает опасность отторжения от книжной культуры. В содержании и качестве детского чтения сегодня отразились все наши проблемы отношения к детству и духовной культуре общества. Это чуткий индикатор общественного развития, отношения государства к культуре и детству. Очевидно, что перспективы развития страны во многом связаны с состоянием чтения детей и подростков, поскольку именно интеллект, образование и культура подрастающего поколения будут особенно востребованы в развивающемсяинформационном обществе, так называемом «обществе знаний».Цель данной работы – проанализировать детские библиотеки;Объектом исследования детская библиотека;Предмет исследования формирование детских библиотек

    Имея своей целью повысить популярность книг у детей, проводятся различные презентации лучших произведений, встречи с авторами, различные читательские конкурсы, акции, мотивирующие читать книги за пределами библиотек.Примерами таких мероприятий могут быть:«Рождественская поэтическая ночь в библиотеке», VI республиканский фестиваль национальной книги «Через книгу – к согласию народов», организация читального зала под открытым небом «Biblioplace – территория чтения» и многие др.Проведение ежегодного Фестиваля национальной книги, уже является традицией.
    Данный фестиваль впервые был в 2002 г и вовлекал в свою работу с каждым годом все больше участников. Фестиваль стал своего рода праздником, который объединял читателей всех национальностей и вызывающий отклик у населения, ведь в нем принимают участие известные писатели, артисты, представители российских, чувашских, татарских и др. издательств

  • 4 Краеведческая деятельность библиотек на современном этапе
  • Краеведческая работа – одно из ведущих направлений в деятельности библиотек. Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также – ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. Краеведческая деятельность библиотек, особенно детских до сих пор теоретически не осмыслена. Теоретические основания краеведческой деятельности библиотек заложил Н.В. Здобнов.
    Комплексный характер библиотечного краеведения обосновали Г.А. Озерова и В.А. Голодаева. Авторы не уделяют внимания анализу краеведческой деятельности библиотек, не пытаются представить краеведческую работу в виде системы. Поэтому в настоящее время эта деятельность является актуальной.Краеведческую деятельность сегодня осуществляют многие учреждения и организации: органы власти и управления регионов, музеи, архивы, школы, вузы. Библиотеки являются теми учреждениями, которые помогают пользователям лучше узнать свой край, с детства сформировать и развить у каждого человека чувство гражданственности и долга перед «малой Родиной», возродить ее духовный потенциал.Библиотеки, располагая специально подобранными и организационными фондами краеведческой литературы, краеведческим справочно-библиографическим аппаратом и системой краеведческих библиографических пособий, имеют все возможности для удовлетворения потребностей в краеведческой библиографической информации. Сейчас, когда они получили возможность самостоятельно проводить собственные программы, краеведение стало ведущим направлением в их работе. Краеведческая деятельность многоаспектна. Она включает формирование краеведческого фонда, создание краеведческих пособий, ведение краеведческого библиографического аппарата, обслуживание пользователей краеведческой информации

    Под краеведческой деятельностью библиотек понимается область научно-практической деятельности библиотек по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих документов, а также информации о них [5, с. 3].Библиотечное краеведение как составная часть общего краеведения имеет цель выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование все материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая является родным краем для ее населения [35, с. 4].Николай Николаевич Щерба в своей статье «Библиотечное краеведение: сущность, внутренняя структура и внешние связи» определил краеведение как надежного помощника в познании мира для каждого любознательного человека.
    Традиционно выполняя воспитательные, рекреационные, просветительские функции, краеведение все активно содействует научной и производственной деятельности. По определению Л. Макаренко: «Библиотечное краеведение – важная составная часть общего краеведения, хотя имеет и свои особенности, обусловленные спецификой отрасли. Его цель – выявить, собрать, сохранить и предоставить в пользование читателям все печатные материалы, связанные по содержанию с определенной местностью, которая для его населения является родным краем. Не менее важно обеспечить библиографической информацией об этих материалах всех желающих».Краеведческая деятельность библиотеки – это базовая (практическая) подсистема библиотечного краеведения. В силу того, что краеведческая библиотечная практика обладает качествами исследовательского труда, ее можно квалифицировать как область не только практической, а научно-практической деятельности по сбору, хранению и предоставлению в общественное пользование краеведческих документов, а также информация о них. Практическое осуществление краеведческой деятельности библиотеки предполагает предварительное определение объема и содержание таких базовых понятий, как «край» и «краеведческие документы» [9, с. 26].

    Основные библиотечные формы обслуживания пользователей краеведческой информациейКак показывает опыт работы в области библиотечного краеведения, библиотеки являются своеобразными экспериментальными и творческими площадками по приобщению, как детей, так и взрослых к истории родного края. Активизация краеведческой работы проявляется в многообразии ее форм. В библиотеках действуют краеведческие клубы и любительские объединения, например, «Краевед», «Родник». Большая работа библиотек ведется по реализации проектов и программ. Так в Гусевской Централизованной библиотечной системе ведется работа по нескольким программам: «Познай свой край», «В моем селе – моя судьба», «Мой край – мое Отечество», «Библиотека – центр краеведческой информации» и др. Библиотекарями ЦБС проводится большая работа по формированию краеведческого фонда, разрабатываются сценарии и проводятся массовые мероприятия, издается печатная продукция (буклеты, памятки, дайджест и т.д.).
    Сотрудники библиотек делятся опытом работы по краеведческой деятельности на семинарах и форумах [54, с. 41–42].Краеведение, как одно из приоритетных направлений считается в практике Шевыринской сельской детской библиотеки. На базе библиотеки действует краеведческий клуб по интересам «Судьбы России». Цель клуба – воспитать у детей любовь к прошлому, к своей малой родине. На занятиях клуба дети рисуют генеалогическое дерево, создают семейную летопись, описывают традиции праздников. Здесь можно встретить игрушки-долгожители, и их судьбы также описывают сами ребята. Пишут они сочинения о замечательных людях села, о своих близких и учителях [23, с. 29–32].В течение долгих лет на базе Центральной детской библиотеки города Унеч Брянской области работает клуб «Юный краевед».

  • 5 Библиотечное обслуживание на селе: состояние и актуальные проблемы
  • Чтение является важным фактором формирования личности, ее интеллектуального, духовно - нравственного, психоэмоционального развития, источником эрудированности и образованности человека, средством его профессионального и карьерного роста, необходимым условием участия в учебном процессе и выполнения государственных образовательных стандартов. Оно способствует социализации человека и повышает успешность его самореализации в жизни. Сохраняя свою значимость на всем протяжении жизни человека, чтение в детские годы играет особую роль, так как именно в этот возрастной период -закладываются основы нравственных принципов и житейских правил личности, принимаемых и реализуемых ею этических и эстетических норм, начала ее образования и мировоззрения.
    Чтение же издавна признано мощным, универсальным и необходимым средством как начального формирования, так и последующего развития интеллектуальной, духовно - нравственной и художественной культуры личности.Основным, а в «докомпьютерную» и «доинтернетовскую» эпоху единственным средством доступа к бесплатным книгам и периодическим изданиям были библиотеки, прежде всего школьные, муниципальные, государственные. Фонды ведомственных библиотек также были доступны школьникам, но исключительно через посредников - в основном родителей, работающих в соответствующих организациях и учреждениях и берущих из них книги не только для себя, но и для своих детей. Для них взрослые приносили, как правило, художественную литературу, желательную для удовлетворения их читательских потребностей и / или необходимую им для выполнения учебной программы, прежде всего по классному и внеклассному чтению. Впрочем, случаи, когда взрослые - родители, бабушки и дедушки - приносили книги для своих детей и внуков не только из библиотек по месту своей работы, но также и из муниципальных библиотек, в том числе даже специализированных детских, многократно фиксировались в читательских формулярах, наблюдениях и отчетах библиотечных работников

    Библиотечное обслуживание библиотечное чтение детей в селах Кемеровской области На место библиотечных фондов в чтении россиян указывают различные показатели, прежде всего, процент охвата библиотечным обслуживанием населения, количество пользователей, посещений.Процент охвата библиотечным обслуживанием детей Кемеровской области в 1999 г. составлял в районах от 80 до 95 %, в малых городах - до 80 % , в самых крупных городах области Кемерово и Новокузнецке - 53 % и 402 % соответственно [14]. В 2000 г. показатели охвата детей библиотечным обслуживанием сохранились в районах области, где они по - прежнему составляли от 80 до 95 % детей, уменьшились в малых городах и в Кемерово - до 70 % и 48,3 % соответственно, значительно возросли в Новокузнецке - до 55 % [1]. В 2009 г. читателями общедоступных библиотек являлись 76 % детей Кемеровской области [9]. Таким образом, в конце XX - первом десятилетии XXI в. наблюдался значительно больший процент охвата библиотечным обслуживанием детей в районах и малых городах Кемеровской области по сравнению с ее крупными городами, включая местный областной центр.
    Причинами такого положения дел, наряду со многими другими, являлись недостаточность, а норой и абсолютная неразвитость в сельских районах и малых городах индустрии досуга, значительная ограниченность и даже полное отсутствие в них мест проведения свободного времени детьми, да и взрослыми тоже. В селах библиотеки очень часто являлись чуть ли не единственным местом проведения досуга для всех возрастных групп, а потому, помимо своих основных, изначально заданных функций сохранения и передачи информации, им приходилось выполнять роль досугово - развлекательного центра. Компьютеризация, включенность населения в социальные сети и увлеченность компьютерными играми, в последние годы существенно потеснившие чтение в сфере досуга и уменьшившие его место в свободном времяпрепровождении

    Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально - экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями.
    Чем больше ресурсный потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения. Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информацииСписок

  • 6 Учет библиотечного фонда: история, современное состояние, перспективы автоматизации
  • Библиотека в настоящее время является хранилищем культурного фонда нации, досуговым учреждением, а так же центром информации. Изучение фонда библиотек поможет спрогнозировать их будущее и увидеть перспективы развития. Успешная информационная деятельность библиотеки нельзя представить без оптимально сформированного фонда, который позволит эффективно удовлетворять разнообразные, постоянно меняющиеся потребности читателей. Формированию фонда детских библиотек должно уделяться большое внимание, так как после школьной библиотеки, детская - первая, куда школьники обратятся за помощью в учебном процессе.Научная разработанность темы. Формирование фонда библиотеки — одна из основных фондоведческих проблем, требующих в последние годы нового научного осмысления и анализа.
    К этой теме приковано внимание и теоретиков, и практиков, так как в этой области накопилось много вопросов, нуждающихся в безотлагательном рассмотрении. Редкое появление обобщающих работ обзорного характера, в которых освещаются и анализируются проблемы изучения формирования фонда, существенно снижает уровень информированности работников библиотек. Система изучения книжного фонда сложилась не сразу. Ее становление связано с деятельностью выдающихся библиотековедов Н.А. Рубакина и Л.Б. Хавкиной. Целостную теорию формирования ядра библиотечного фонда создал известный русский библиотековед и библиограф Н.А. Рубакин. Он связывал проблему библиотечного ядра с задачами комплектования библиотечных фондов, всего библиотечного дела, книжного дела в целом. Идея Н.А. Рубакина о библиотечном ядре фонда библиотеки как важнейшей части теории отбора в целом получила развитие в трудах его современников – таких известных библиотековедов, как Л.Б. Хавкина, К.Н. Дерунов, Л.А. Покровский, Е.Ф. Проскурякова и др. Л.Б. Хавкина в работе «Библиотеки, их организация и техника» подчеркнула, что «суть подбора книг не в их количестве, а в качестве», чем меньше библиотека, тем большую ответственность должен нести библиотекарь за каждую приобретенную книгу

    В научной литературе можно встретить несколько определений процесса формирования библиотечных фондов. В учебнике Ю.Н Столярова "Библиотечный фонд" дается следующее определение: "Под формированием понимают создание, постоянное развитие библиотечного фонда и поддержание его в рабочем состоянии"1.Понятие "формирование библиотечного фонда" было сформулировано в конце 1960-х годов Ю.В. Григорьевым для обозначения всех технологических процессов по превращению документов в систематизированное собрание, т.е. в библиотечный фонд. Оно сыграло большую роль в системном видении библиотечного фонда, создании целостного учения о библиотечном фонде вместо суммы существовавших до того времени теорий и методик частных процессов, относящихся к созданию и развитию библиотечного
    Благодаря этому понятию возникла и стала быстро развиваться теория формирования библиотечного фонда.2В настоящее время, в терминологическом словаре по библиотечному делу понятию формирование библиотечных фондов" дается более емкое определение: "Совокупность процессов, направленных на создание и развитие библиотечного фонда, состоит из комплектования, организации и управления фондом, а также исключения произведений печати и других материалов; зависит от вида библиотеки, состава, численности и интересов читателей, от выпуска читательской продукции развития информационных потребностей науки и производства"3.Формирование библиотечных фондов - непрерывный процесс. Однажды начавшись, оно не прекращается до тех пор, пока существует библиотека. Работа по формированию фонда составляет основное содержание деятельности многих сотрудников библиотеки, по мере возрастания величины ее фонда все более специализирующихся на отдельных технологических процессах и операциях его формирования.Технологически формирование библиотечных фондов начинается с определения идеального образа фонда, или его модели. Следующий этап - отбор, приобретение (исключение) документа, или комплектование.

    Библиотечные фонды – важная составная часть информационных ресурсов современного общества. Фонды занимают исключительное место в базе библиотеки, являясь одновременно материальным и информационным ресурсом. Все элементы фонда взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимодействуют друг с другом, что придает ему свойство целостности. В нем сочетаются свойства динамичности и статичности, то есть способности к быстрому развитию, видоизменению, а вместе с тем к состоянию покоя и равновесия. Фонды составляют суть любой библиотеки, как учреждения, удовлетворяющего потребность общества в информации.
    Поэтому фонд является той активной частью, которая с наибольшей полнотой позволяет решать социальные задачи, стоящие перед библиотеками, оказывая воздействие на формирование научного и профессионального мировоззрения личности.Библиотека, безусловно, является одним из самых значимых социальных институтов. Он изучается, анализируется и постоянно находится в эпицентре общественной жизни. Именно поэтому каждый элемент или процесс, составляющий эту систему, так же пристально изучается и является постоянным предметом научных дискуссий. Такой процесс как формирование БФ вызывает постоянный интерес специалистов по библиотековедению. Формирование библиотечного фонда включает три фазы процесса формирования. Эти фазы являются составляющими всего процесса: комплектование, организация и управление библиотечным фондом

  • 7 Библиотека как площадка для неформальных объединений подростков
  • 8 информационное обеспечение комплектования библиотечного фонда на примере школьной библиотеки
  • 9 моделирование библиотечного фонда на примере конкретной библиотеки
  • 10 Публичные библиотеки в России и за рубежом: тенденции развития