библиотечное обслуживание. организация и технология библиотечного обслуживания | Пример курсовой работы

библиотечное обслуживание. организация и технология библиотечного обслуживания

Цель курсовой работы – анализ организации библиотечного обслуживания.

Заочный абонемент (ЗА)предполагает, что читатель получает заказанную литературу из библиотеки по почте на дом либо по месту службы. Необходимо отметить, что по заочному абонементу чаще всего обслуживаются студенты-заочники, если ближайшая стационарная библиотека не может удовлетворить их запросы, а также читатели с особыми запросами, например, слепые. В России заочный абонемент был известен еще в 1880-х гг.
Особый вид абонемента — межбиблиотечный абонемент (МБА). Он предполагает возможность выдачи книг из библиотеки в библиотеку для временного пользования. МБА организуется, как правило, в крупных библиотеках.
Таким образом, система МБА строится по территориально-отраслевому принципу. Таким образом, существует также Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА), когда книгами обмениваются библиотеки разных стран. В этом случае их деятельность регламентируется Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента ИФЛА .

3. Организация и обслуживание читателей в читальных залах

Вопросы организации библиотечного обслуживания чрезвычайно важны: от их решения зависит уровень удовлетворенности пользователя, репутация библиотеки, в конечном счете, выполнение ее основной социальной функции. Необходимо отметить, что понимание этой зависимости всегда было присуще российским библиотековедам, таким как Л.Б. Хавкина, Ф.Э. Доблер, а позже — Л.В. Белякову, А.Е. Шапошникову, М.Я. Дворкиной, СЕ Матлиной и др. В зарубежной традиции эти проблемы обсуждаются в профессиональной печати весьма широко.
Специалисты выделяют в качестве основных — стационарные и внестационарные виды библиотечного обслуживания.
Традиционно структура стационарного (то есть в стенах библиотеки) библиотечного обслуживания включала такие общие для большинства библиотек разных типов подразделения, как читальный зал и абонемент.
Читальный зал как форма осуществления библиотечного обслуживания читателя и как специально оборудованное помещение библиотеки, в котором ему предоставляются книги и другие издания, хранящиеся в фондах, претерпел большие изменения со времени своего возникновения в библиотеках античности и древнего мира, где обычным было сочетание книгохранилища с залом для чтения и читальный зал, в сущности, отождествлялся с библиотекой.
Именно в читальном зале первоначально реализовывалась такая родовая функция библиотеки, как обслуживание читателей.
Следует, однако, иметь в виду, что зачастую в то время читатель приходил в библиотеку (в читальный зал) не столько читать, сколько переписывать тексты, поэтому в арабских библиотеках, например, уже с VIII в. читателю бесплатно предоставлялись бумага и чернила.
Читальный зал предоставлял читателям много удобств: они имели возможность пользоваться всем фондом библиотеки, в том числе редкими и ценными изданиями, энциклопедиями, обращаться к периодике прошлых лет и т. д. В читальном зале легче было познакомиться с новинками. Там читатель мог получить квалифицированный совет библиотекаря, всегда готового прийти на помощь. Кроме того, в читальных залах часто организовались регулярные консультации для таких категорий читателей, как аспиранты, дипломники и др.
Опыт показывает, что в целом запросы читателей выполняются в читальном зале полнее, чем на абонементе.
Работа в читальном зале комфортна не только физически, но и психологически.
Повышению уровня комфорта и эффективности работы способствует и введение новых услуг читателям, которые стали возможны при широком внедрении компьютерных технологий. Так, сегодня читальные залы некоторых зарубежных, особенно университетских, библиотек предоставляют своим читателям возможность работать на собственном портативном компьютере, «скачивать» на свой диск информацию из библиотечных баз данных и т. Необходимо отметить, что п.
Исследования показывают, что именно потребности читателей, отражающие, в свою очередь, потребности общества и государства, оказывают основное влияние на изменения в характере и масштабах деятельности библиотеки, и ее отдельных подразделений. Это утверждение вполне объясняет сложившееся к двадцать первому веку многообразие видов читальных залов.
Существуют общие и специализированные читальные залы.
Общий читальный зал типичен для небольшой библиотеки. Он предназначен для всех читателей, и его фонд включает все виды и типы изданий, которые комплектует библиотека. Как правило, в общем читальном зале работает один либо два (посменно) библиотекаря, выполняющие всю необходимую работу: запись читателя, выдачу издания, консультирование, прием выданного.
Более крупные библиотеки обладают развернутой сетью специализированных читальных залов, организуемых в зависимости от контингента читателей библиотеки и от вида изданий, которые библиотека комплектует.
Довольно часто практикуется организация временных читальных залов, таких, например, как летние читальни в садах и парках, а также в студенческих общежитиях.
Библиотечное обслуживание в читальном зале осуществляется на основании именного читательского билета, который, как правило, является единым для абонемента и других отделов библиотеки.
В целом проблема хищений из читальных залов и порчи изданий, конечно, весьма актуальна как для российских, так и для зарубежных библиотек. Основным средством предотвращения этих явлений считается штрихкодирование фонда, оснащение каждой книги магнитным индикатором, электронный контроль на выходе из библиотеки. Такие технологии повсеместно внедрены в американских и европейских библиотеках и постепенно входят в практику российских библиотек.
В читальных залах собрана большая коллекция грампластинок, аудиокассет, видеофильмов. Здесь вам могут предложить фильмы с экранизированными литературными произведениями (в том числе по школьной программе), научно-популярное и мультипликационное кино.
В данной курсовой работе рассматриваются основные вопросы библиотечного обслуживания.
Сегодня большую роль играет качество библиотечного обслуживания, которое в современных экономических условиях является одной из актуальных проблем российского библиотековедения.
Усложнение читательских запросов, рост числа различных фирм и конкуренция на информационном рынке требуют от библиотек не только расширения ассортимента библиотечных и информационных услуг, но и повышения их качества. Жесткие экономические условия функционирования библиотек при возрастающих требованиях к качеству библиотечных услуг обусловливают целесообразность внедрения новых эффективных форм управления. 
Так же отметим, что внедрение новой информационной технологии вызвали изменения в системе библиотечного обслуживания. Под воздействием этого фактора происходит переориентация библиотечного обслуживания от предоставления информации к самостоятельному доступу пользователя к информации. 
С другой стороны, развитие рынка информации и информационных услуг характеризуется появлением у библиотек множества конкурентов. Выстоять в этих условиях библиотеки могут только обеспечив высокий уровень обслуживания, опираясь на стандарты, к которым следует стремиться, определяя пути достижения этих стандартов. 
Цель курсовой работы – анализ организации библиотечного обслуживания.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!