Барокко как направление зарубежной литературы XVII века

Цели и задачи

Цель курсовой работы: рассмотреть особенности зарождения и развития стиля барокко в зарубежной литературе XVII века.

Введение и актуальность


Как Тезауро и Грасиан, Бартоли отделял область разума и логических идей от сферы вдохновения и поэтического гения. Превыше всего Бартоли ставил «блаженство вкуса — наслаждение писателя».Удачно найденное выражение Бартоли сравнивал с божественным нектаром. Бартоли ввел в европейскую литературу понятие вкуса, распространенное в XVIII веке и передал следующим столетиям термин «гений». Ко многим из идей Бартоли: о свободе творчества, о гении, о выразительности и грации, впоследствии обратились романтики.
Таким образом, становление эпохи барокко происходило в переходный, кризисный период, когда под влиянием социальных и культурных изменений, историко-политических событий активно менялось мировоззрение человека. Философия стала относиться к области познания – ранее она относилась к области бытия. Была сформирована эстетика барокко.Понятие «остроумие» в эстетике барокко было воспроизведено в теоретических трудах Тезауро, Грасиана, Бартоли, обозначило не только литературный стиль или прием, но и универсальный эстетический принцип, свойственный гениальности в любом виде искусства.

Заключение и вывод


XVII век является достаточно независимым периодом в развитии культуры, искусства и литературы, который отмечен сложностью и контрастностью происходящего. Для этого времени характерно усиление роли философской эстетики, которая начинает преобладать над практической, относится к области познания. В этот период возникают философские учения Декарта, Лейбница, Гоббса, Спинозы, оказывающие существенное влияние на различные сферы искусства: в музыке появляется теория аффектов, в живописи – теория «модусов» Пуссена, в поэзии – концепция «острого ума», которая получает развитие в трудах Тезауро, Грасиана, Бартоли – выдающихся теоретиков барокко. Наряду с барокко развивается такое течение, как классицизм. Исторически - социальные предпосылки изменений в эпоху барокко: буржуазная революция в Англии, укрепление капиталистических отношений в Нидерландах; рефеодализация в Испании и Германии; развитие католицизма в Италии, Испании, протестантизма - в Англии, Германии. С церковью связаны образование, искусство, литература. Проблемы религии определяют политику государства. Централизованными государствами являются Франция, Англия, Испания, раздробленными - Германия, Италия. Далее –Тридцатилетняя война (1618 – 1648); активность инквизиции (Джордано Бруно сожжён в 1600, духовная драма Галилея); появление современных экспериментальных наук: физка, химия, медицина; эксперимент становится основой научного познания (основатель – философ-материалист Бэкон);открытия Джордано Бруно, Кеплера, Галилея; значительное обострение философской, политической и идеологической борьбы, что отразилось в формировании двух основных направлений: классицизма и барокко. Общие черты классицизма и барокко:осознание кризиса ренессансных идеалов,художники отвергают идею гармонии, лежащую в основе гуманистической ренессансной концепции: вместо гармонии между человеком и обществом искусство 17 века обнаруживает сложное взаимодействие личности и социально-политической среды;идея подчинения страстей силе разума.
С культурологической позиции XVII век представляет собой особый этап в европейском культурном развитии: с идеями, принятыми тогда, соглашаются и полемизируют, но их грандиозное значение – безусловно.
Искусство барокко стало реакцией на кризис ренессансной идеологии, и попытка переосмыслить ее художественные достижения. Вместо ренессансной идеи всемогущества человека, (так называемый возрожденческий антропоцентризм), и гармоничности мироусторойства, возникает идея слабости личности, подчиненности обстоятельствам. В философии барокко все земное  временно, дисгармонично; «жизнь есть сон», истиная же приходит после смерти человека. Мир - это средоточие страданий, которые полагается переносить, ожидая приближения смерти. Отсюда — специфические атрибуты живописи и графики барокко: череп, скелет, часы, коса, как символ смерти. Сам термин «барокко» (от итал. barocco — «неправильный, причудливый») вошел в искусствоведение относительно недавно, в самом конце XIX-начале XX вв. Об этом – в работах Г. Вельфлина. В литературе барокко также преобладают темы быстротечности земного бытия, ничтожности всех человеческих деяний перед лицом Вечности и неизменно справедливого Божьего суда. Барокко формирует элитарную теорию искусства, утверждает особый метафорический, орнаментальный стиль. Основываясь на идее дисгармонии мира, писатели стремятся выразить эту идею в образной системе произведения, опираясь на смысловые и художественные контрасты. Художественный метод барокко отличается динамизмом и экспрессивностью выразительных средств, внутренней диалектикой, контрастностью образной системы, совмещением "высокого" и "низкого".
Ключевое требование к произведения – усложнённость формы, преобладание формы перед содержанием. Крупнейшие произведения литературы барокко содержат в себе попытки творчески переосмыслить итоги кризиса, обогатить в свете его исторических уроков гуманистические представления о человеке и действительности, так или иначе отразить настроения и чаяния передовых общественных кругов.
Стиль барокко – неоднороден и достаточно противоречив. Он ознаменовал собой переход к светскому обустройству быта: в стиле барокко начинают создаваться города, дома, интерьеры, образцы живописи. Этот стиль находит отражение и в литературе.
С одной стороны, барочные произведения воплощают элитарность – прециозная поэзия, галантно-героический роман и другие. С другой – представляют стремление творчески переосмыслить итоги кризиса, обогатить в свете его исторических уроков гуманистические взгляды на человека и действительность.
Для стиля барокко характерно обостренное ощущение противоречивости мира и одновременно – стремление воспроизводить жизненные явления в их динамике, развитии, переходах.В целом стиль барокко тяготеет к масштабному изображению действительности, крупным формам в искусстве. Исходя из написанного, можно сделать следующий вывод: в настоящем исследовании были рассмотрены ключевые особенности зарождения и развития стиля барокко в зарубежной литературе XVII, определены особенности становления эпохи барокко, приведены образцы поэзии стиля барокко в XVII веке, обозначены стилевые черты барокко в литературе, указаны формы барокко в произведениях зарубежной литературы. Таким образом, цель, поставленную в работе, можно считать достигнутой.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ