Авторское кино на примере творчества Л.И.Гайдая

Цели и задачи

Цель работы – рассмотреть особенности творчества Л.

Введение и актуальность


Многие коллеги считали Гайдая мастером народного, а не высокого искусства. Но на самом деле фильмы режиссера не так просты, как это представляется на первый взгляд. В них есть место не только для смеха, но и для раздумья над жизнью простых советских людей, над ее плюсами и минусами. Сегодня фильмы Гайдая способны перенести нас в другую эпоху, позволяя увидеть и оценить все особенности проявления мастерства режиссера, близости его искусства простому народу.

1.2 Оценки творчества Л.И Гайдая
Фильмы Л.И. Гайдая в настоящее время оцениваются очень высоко. Так, к примеру, прославленная комедия «Бриллиантовая рука» в 1995 году по опросам телезрителей была признана лучшей отечественной комедией ХХ века. Сам же режиссер считал лучшей своей работой комедию «12 стульев», вышедшую в 1971 году.
В 60-70е годы в эпоху расцвета творчества Гайдая, его работу высоко ценили актеры, снимавшиеся в фильмах знаменитого режиссера. Среди них были Юрий Никулин, Александр Демьяненко, Алексей Смирнов, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Михаил Пуговкин, Наталья Селезнева и др. Работа у Гайдая давала актерам не только популярность, но и возможность задействовать свой творческий потенциал, проявить свой талант в нестандартных ситуациях. Участие в картинах других режиссеров не давало такой возможности.
По словам Михаила Пуговкина, Гайдай «…никогда не прикрывался фразами вроде того, что снимает «лирическую комедию», или «философскую комедию». Напротив, он «…старательно напоминал снова и снова, что снимает просто комедию». Юмор комедий Гайдая был понятен всем, и сам режиссер не претендовал на глубокую интеллектуальную составляющую своих фильмов, хотя социальный подтекст в них, безусловно, присутствовал.
Гайдай при жизни был сопоставим с такими знаменитыми отечественными режиссерами-мастерами комедий, как Рязанов и Данелия. Но у Гайдая был свой стиль, который отличался от стиля его коллег, собственный авторский почерк. Его юмор был понятен всем, отличался народностью и доступностью восприятия.
Как вспоминал известный сценарист и драматург Я.А. Костюковский: «У нас была такая формула. Когда мы печатали сценарий на старой, может быть, еще довоенной печатной машинке, мы задавали друг другу один и тот же вопрос: «А будет ли это интересно и понятно бабушки в Йошкар-Оле?» Почему бабушки Почему, в Йошкар-Оле? Но мы стремились следовать этой формуле всегда. Для нас это и был тот зритель, ради которого мы работали, и отношение к которому нас объединяло. Может быть, в результате именно поэтому то, что мы тогда делали, живет до сих пор».
По словам актера Вячеслава Невинного: «Гайдай был комедиографом по определению, можно сказать, Божьей милостью, поэтому он был настолько требователен и аскетичный, что позволял себе в монтаже достаточно смешные эпизоды вырезать. И, быть может, потому умел добиваться, чтобы смех в зрительном зале возникал именно тогда, когда нужно. Не раньше и не позже, а точно в кульминации эпизода».
Фильмы режиссера имели огромный успех, однако сам Гайдай не был настроен оптимистично: «К 2000 году наши уже вырастут, а внукам все это будет неинтересно. Они ничего этого не будут знать». На самом деле фильмы Гайдая любимы не одним поколением соотечественников, а подобный пессимистический настрой был, возможно, рожден в результате критических нападок, которым режиссер подвергался при жизни. Многие завидовали его успеху.
В частности, критики упрекали Гайдая в том, что он слишком много уделял внимания «мелким типам» вроде великовозрастного хулигана Федора из «Напарника» или троице Трус- Балбес - Бывалый. Дескать, в комедиях режиссера нет насмешек над врагами крупного масштаба, например, западных империалистов.
Отдельные критики обвиняли Л. Гайдая в дурном вкусе и грубости. Например, после выхода комедии «Иван Васильевич меняет профессию» в журнале «Советский экран» появилась статья, в которой подчеркивалось следующее: «Ему, по-моему, изменяет порой вкус. Вот, например, женщина снимает парик и оказывается... лысой. Смешно? Может быть. Но как-то непривлекательно. У иного зрителя, наверное, найдутся другие замечания по тем или иным частностям. Есть и не частность: нам опять предлагают старого знакомого Шурика, однако ни режиссер, ни - особенно - актер А. Демьяненко не сумели сделать эту встречу интересной...».
По словам критика А. Зоркого, в фильме нет «прямого назидания, морали, венчающей историю». Но у знаменитого режиссера не было задачи создать именно исторический фильм, Гайдай был мастером комедии, и стремился к тому, чтобы зритель почувствовал, в первую очередь, авторский юмор.
Спустя много лет, фильмы Гайдая оцениваются как шедевры советского кинематографа, а недостатки, которые присутствуют в них, практически незаметны под влиянием огромного числа художественных достоинств.

Заключение и вывод


Проанализировав творческий путь Л.И. Гайдая, можно сделать вывод о том, что талантливый режиссер создал свой уникальный стиль, отличавший его от других мэтров отечественного кино. Стиль Гайдая представлял собой динамичность сюжета, обилие действий, наличие метких афористичных фраз, ставших с легкой руки режиссера крылатыми, наличие определенных типажей героев. Таким узнаваемым героем стал Шурик, сообразительный, слегка наивный молодой человек, попадающий в курьезные ситуации. Другими героями аналогичного типа стали Семен Горбунков и Спартак Молодцов. На примере их Гайдай демонстрировал факт того, что удивительные приключения могут произойти с самым обычным человеком, важно лишь стать жертвой обстоятельств, и уметь легко подыгрывать им, не боясь сложностей и препятствий.
Талант Гайдая позволил в полной мере раскрыться таланту многих актеров, которые участвовали в его картинах. Гайдай и сам играл эпизодические роли в собственных фильмах, оставляя своеобразный режиссерский автограф.
Авторские фильмы Гайдая имели огромные кассовые сборы. Их смотрели по многу раз, смотрят и сегодня. Нередко критики отмечали вневременной характер фильмов прославленного режиссера. Снятые в СССР, фильмы Гайдая актуальны и сейчас, во-первых, потому что смешны сами по себе, во-вторых, потому что в мягкой и ненавязчивой манере задевают острые социальные проблемы, не потерявшие своей актуальности и сегодня.
Гайдай полагал, что к 2000 году его картины забудут, но, к счастью, знаменитый режиссер ошибся. Фильмы прославленного мэтра не забыты, более того, в настоящее время талантов, равных Гайдаю, просто нет. Появятся ли подобные режиссеры в будущем или нет, неизвестно.
Проанализировав авторский стиль Л. Гайдая на примерах его самых известных картин, можно прийти к выводу, что эволюционного развития в его творчестве не было. В зрелые годы Гайдай не создал ничего нового, все лучшие работы, идеи и образы остались в 60-70-х гг. Именно к этому времени относятся его бессмертные комедии, ставшие образцами для молодых режиссеров, хотя сделать нечто лучшее, что сделал Гайдай, получалось лишь у его коллег и конкурентов – Рязанова и Данелии. Но именно ассоциации с самыми лучшими советскими комедиями связаны с творчеством Л.И. Гайдая. Гайдай оставил о себе память как о человеке смелом, не боящимся цензуры, склонным к творческим экспериментам и инновациям, хорошем психологе, сумевшем разглядеть талант в молодых актерах, правильно подобрать им роли.
Фильмы Л. Гайдая демонстрируют нам, с одной стороны, добрый искрометный авторский юмор, с другой стороны, - реалии жизни в СССР, где могли получить признание и раскрыть свой талант люди, подобные прославленному режиссеру.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ