Ассоциации и союзы муниципальных образований в современной России.

Цели и задачи

Цель работы: рассмотрение деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований в современной России.

Введение и актуальность


С роспуском Советов народных депутатов осенью 1993 года и принятием Конституции России на референдуме 12 декабря 1993 года фактически заново началось создание российского законодательства о местном самоуправлении. Были приняты новый Гражданский кодекс, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Законодательные органы государственной власти субъектов РФ приступили к созданию законодательства о местном самоуправлении на своем уровне, в муниципальных образованиях начали разрабатывать и принимать Уставы. Однако, это лишь первый шаг на пути создания системы местных законов, муниципального права как отрасли законодательства.
В этой ситуации как никогда возрастает роль юридического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. В условиях динамично меняющегося законодательства на двух государственных уровнях необходимо налаживать чёткий мониторинг этого законодательства в части, касающейся деятельности всех элементов системы местного самоуправления, и своевременно информировать должностных лиц местного самоуправления об относящихся к их деятельности изменениях. И это нужно начинать делать именно с начала строительства системы законов и нормативных актов, регулирующих сферу полномочий местного самоуправления. Решить такую задачу силами одного-трёх юристов в штате местной администрации и аппарата представительного органа муниципального образования невозможно.
Выход в том, чтобы ассоциации (союзы) муниципальных образований взяли на себя роль юридических консалтинговых фирм и обеспечивали бы решение описанных проблем путем разработки специализированной компьютерной базы данных, её внедрения и сопровождения в органах местного самоуправления, издания и рассылки в муниципальные образования бюллетеня с комментариями изменений в законодательстве России и субъекта РФ, разработки типовых нормативных правовых актов местного самоуправления, проведения обучающих семинаров для юристов органов местного самоуправления, их оперативного консультирования.
2. Во-вторых, ассоциации местного самоуправления могут внести неоценимый вклад в дело подготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления в России.
Непосредственно ассоциациям местного самоуправления может быть поручено решение таких специфических задач как:
- организация постоянного мониторинга деятельности органов самоуправления муниципальных образований — членов этих ассоциаций — с целью формирования cборников случаев из практики органов местного самоуправления с последующим их изданием и использованием для обучения по методу ситуационного анализа;
- организация обмена муниципальными служащими между муниципальными образованиями с целью их стажировок и передачи опыта практической работы между собой;
- организация прохождения практики и стажировок студентов и преподавателей вузов по специальности «государственное и муниципальное управление» в органах местного самоуправления и последующего трудоустройства студентов.
При этом ассоциация должна будет нацелена на решение задач экономического взаимодействия:
- координация деятельности органов местного самоуправления;
- проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения;
- принятие совместных решений;
- подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления;
- подготовка предложений по реализации федеральных программ, проектов и местных соглашений и программ.
Активная работа ассоциаций муниципальных образований позволяет муниципальным образованиям обеспечить положительную динамику социально-экономического развития своих территорий.
О значении региональных ассоциаций муниципальных образований упоминают многие ученые-правоведы, разрабатывая варианты взаимодействия муниципалитетов. В частности, Т . М .Бялкина отмечает необходимость «введения в Уставы муниципальных образований разделов, посвященных вопросам взаимодействия с другими муниципальными образованиями, прежде всего внутри региона, межмуниципальной кооперации посредством деятельности ассоциаций и союзов муниципалитетов (их создания), межмуниципальных объединений».
В качестве аргументов таких действий А .Д .Мищукова справедливо обращает внимание на « сложность и неоднозначность задач, стоящих перед муниципалитетами различных типов», а также на то, что «участие в межмуниципальной кооперации не только позволит обмениваться опытом реформирования , но и реально воздействовать на органы государственной власти субъекта РФ с целью лоббирования своих интересов ».
Так, многие муниципальные образования самостоятельно реализуют мероприятия разработанных ими дорожных карт ( развернутый пошаговый план развития проекта, сформированный с учетом особенностей рынка), что позволяет улучшить инвестиционный климат и систематизировать привлечение инвесторов.
Выводы по главе:
- объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, которые затрагивают интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях;
- их функции состоят в обобщении и пропаганде лучшего опыта организации и деятельности местного самоуправления, оказании методической, организационно-технической помощи муниципальным образованиям по вопросам местного значения, осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- еще одно направление деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований состоит в международном сотрудничестве и сфере местного самоуправления (участвуют в международных форумах по проблемам местного самоуправления, взаимодействуют с: зарубежными ассоциациями и союзами местных властей и т.д.).

Заключение и вывод


Региональные ассоциации муниципальных образований в настоящий момент развиваются достаточно динамично. Сферой деятельности таких ассоциаций, как правило, является «юридическая помощь муниципальным образованиям в области муниципального права. Поскольку данная отрасль права имеет комплексный характер и охватывает вопросы финансов, бюджетных отношений, собственности, земли и т.п., региональные ассоциации занимаются разъяснением федерального законодательства, экспертизой и разработкой региональных законов и нормативных актов органов местного самоуправления в указанных областях. Кроме того, они занимаются судебной защитой органов местного самоуправления, подготовкой и распространением в муниципальные образования методических материалов, включая модельные акты». Следовательно, функционально региональные ассоциации достаточно близки межрегиональным и всероссийским, особенностью является территориальная сфера деятельности.
Одной из важнейших форм работы Ассоциации «Совет муниципальных депутатов города Москвы» была и остается реализация права законодательной инициативы в Московской городской Думе. Только в 2015-2016 годах столичный парламент принял 12 законов, связанных с вопросами организации местного самоуправления. Теперь муниципальные депутаты наделены отдельными полномочиями в сфере организации и проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Законодательно уточнены виды объектов, в отношении которых советы депутатов согласовывают проекты градостроительных планов земельных участков. Тесное взаимодействие со столичными парламентариями и органами исполнительной власти помогает нам развивать местное самоуправление, использовать его потенциал с учетом мнения его жителей.
Сегодня Совет предпринимает огромные усилия по развитию местного самоуправления в столице. И делает это не только путем лоббирования на городском уровне решений для муниципальных образований, но и посредством оказания методической помощи органам местного самоуправления в вопросах организации их деятельности.
Таким образом, в Российской Федерации, ввиду недостаточно сформировавшегося гражданского общества, в развитии межмуниципального движения велика роль государства. Полагаем, что дальнейший рост межмуниципальных объединений связан с укреплением их экономической базы. Этот процесс должен опережать экономический рост государства, что позволит прекратить порочную практику требования муниципалитетами дотаций и будет способствовать заинтересованности местного населения в управлении муниципальными процессами.
Развитие организационных, правовых, экономических основ межмуниципального сотрудничества зависит также от уровня ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения и от степени проработанности и продуманности правовой политики государственных органов, правового качества законов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ