Антимонопольная и промышленная политика: проблемы взаимодействия

Цели и задачи

Цель работы – изучить антимонопольную и промышленную политику, проблемы их взаимодействия.

Введение и актуальность


Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.
Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.
Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.
Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Заключение и вывод

Государство обязано защищать конкурентный рынок. Возможно подобное только путем проведения качественной антимонопольной политики. Отдельные органы власти должны применять ряд экономических, социальных, правовых, налоговых и финансовых мер. Только действуя в разных сферах, государство будет способно на качественное исполнение процедур по профилактике и подавлению ограничения конкуренции.
Проблема монополизации обладает определенной двойственностью. В условиях повышенной концентрации производства получают тенденции его сокращения, что приводит к росту цен и кризису. В то же время концентрация приводит к массовому производству продукции, а как итог - к снижению производственных издержек и экономии основных видов ресурсов.
Государство, целью которого является проведение и развитие антимонопольной политики, должно учитывать все особенности и формы влияния монополий на национальный рынок. Например, с осторожностью нужно подходить к вопросам ограничения естественных монополий. Борьба с монополиями способствует экономическому, техническому и социальному прогрессу. Здесь можно провести несложную параллель: ликвидация монополий приводит к повышению рыночной конкуренции, что порождает рост предложения и спроса. Понижаются цены, повышается общественный уровень жизни.
У государственной структуры есть целый план по проведению мероприятий, направленных на развитие здоровой конкуренции и подавление монопольных тенденций. Первым этапом регулирования является определение типа монополии.
Специальный орган должен определить форму незаконного объекта и его особенности. Если речь идет о слиянии предприятий, то государство применяет метод искусственного разделения. Так, какой-нибудь картель получит повестку в суд, где уже будет разбираться с оплатой штрафов, самоликвидацией или реорганизацией, поиском виновных лиц и т. д. В России отсутствует Министерство по антимонопольной политике. Вместо него функционирует ФАС - Федеральная антимонопольная служба. Именно на этот орган возложена большая часть полномочий по ликвидации и профилактике процессов, направленных на ограничение конкуренции.
Антимонопольная политика связана с промышленной политикой.
Промышленная политика – атрибут именно государства современного типа и как таковая не свойственна иным типам политической организации (таким, как племена, феодальные иерархии, доиндустриальные империи, «несостоявшиеся государства».
Конкурентная политика так же, как и промышленная политика, не является по определению фактором, однозначно обеспечивающим экономическое развитие и эффективное использование ресурсов или препятствующим тому и/или другому.
Адекватные процедуры выявления доступных альтернатив и принятия решений, которые в качестве неотъемлемого элемента должны включать административные регламенты, возможность заинтересованным сторонам высказываться по вопросам, связанным с предполагаемыми мерами экономической политики, должны найти отражение в законах. Иными словами, важно обеспечить представительство интересов через процедуру публичного обсуждения мер экономической политики, включая альтернативные формы решения вопросов (например, посредством применения механизмов саморегулирования).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ