Антикоррупционная политика в системе национальной экономической безопасности России. | Пример курсовой работы

Антикоррупционная политика в системе национальной экономической безопасности России.

Целью работы является анализ антикоррупционной политики в системе национальной экономической безопасности России.

В 1991 году, при разрушении СССР вопреки волеизъявлению граждан о сохранении Союза, граждане не смогли включиться в противодействие возникшей угрозе, ожидая распоряжений от государственного и партийного аппарата, который устранился от противодействия риску дезинтеграции страны, что в дальнейшем привело к трагическим последствиям, в том числе, и для национальной экономики в целом, а также для экономической безопасности.
С распадом Советского Союза и установлением рыночных отношений уровень коррупции, уже бывший высоким в последние годы существования советского государства, принял угрожающие масштабы. Характерно, что в первоначальный период становления рыночной экономики некоторые приверженцы рыночного фундаментализма рассматривали ее как неизбежное зло. Так, В. А. Мау писал о периоде первой половины 1990-х годов: «Механизмом, обеспечивающим выживание слабой революционной власти, являются манипуляции с недвижимостью… Конкретные же действия правительства детерминируются… факторами политической целесообразности с элементами коррупции».
Тезисом о приемлемости коррупции в построении рыночной экономики оправдывались многие государственные мероприятия, наносящие урон экономической безопасности, в том числе многочисленные факты нарушения закона при проведении приватизации. Еще на начальном периоде приватизации, по оценке правоохранительных органов, более 30% постановлений по приватизации проходили с нарушением закона.
Наличие признаков нарушения закона в приватизации госсобственности в 1990-е годы, снижает эффективность социального партнерства между государством, работодателем и работником: рассматриваемые субъекты перестают считать себя единой общностью, нарастает разобщенность интересов.
Так, коррупционные процессы 1990-х годов приняли невиданный ранее характер, поскольку воплощались не в форме взяточничества при принятии тех или иных управленческих решений в рамках существующей системы, а приняли характер создания новой экономической модели изначально на коррупционной основе. Со временем переходные период закончился, однако позитивный социально-экономический эффект не наступил.
К сожалению, колоссальный экономический урон, который был нанесен стране в 1990-е годы, не подвергся всесторонней оценке на государственном уровне с соответствующими правовыми последствиями, что позволило коррупционным проявлениям обосноваться в общественном сознании, что наложилось на исторические особенности развития культурных традиций.
В России, осознавая те угрозы для экономической безопасности, которые создает коррупция, начиная с 2008 года, начала активно создаваться нормативно-правовая база противодействия коррупционной деятельности. Так, 31 июля 2008 г. Президентом РФ утвержден «Национальный план противодействия коррупции» № 1568 (в дальнейшем последовательно утверждались «Национальные планы противодействия коррупции» на 2010-2011 годы, 2012-2113 годы, 2014-2015 годы, 2016-2017 годы). Согласно «Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года» сохраняющийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере экономической безопасности. Следовательно, коррупция официально признана одной из системных угроз национальной безопасности.
Организация антикоррупционного мониторинга в России на сегодняшний день является важным направлением государственного управления, подразумевающим качественное обеспечение развернутой государственной политики противодействия коррупции в РФ. Борьба с коррупцией в современной России приобретает особую остроту и значимость, при этом результативность антикоррупционной деятельности напрямую зависит от активного участия в ней не только государственных, но и общественных структур.
Борьба с коррупцией – важная составляющая экономического развития. Ее высокий уровень приводит к утечке капитала за рубеж, падению инвестиционной привлекательности. Коррупция приводит к увеличению издержек, которые несет предприниматель, избыточной монополизации, когда искусственно повышаются барьеры доступа на рынок благодаря непотизму в структуре органов государственного регулирования.
Серьезной проблемой для поддержания экономической безопасности является сложность идентификации некоторых форм коррупции, которая может реализовываться не только в форме взятки, но и в форме «чиновничьего предпринимательства», срастания сегмента деловой среды и отдельных элементов органов исполнительной власти.

Коррупция — это социальное явление, показывающее уровень разложения механизма государственной власти и управления. В экономической теории коррупция трактуется как вид поведения, направленный на поиски оптимального способа реализации интересов в условиях ограниченности ресурсов.
Несмотря на задействованные антикоррупционные политические механизмы, ситуация к лучшему в РФ существенно не изменилась. Тот факт, что международные рейтинги относят РФ к группе одних из самых коррумпированных государств мира, отрицательно сказывается на международном престиже РФ, её инвестиционной привлекательности, увеличивает угрозу ее экономической и политической изоляции.
Все это не могло не отразиться на инвестиционной привлекательности национальной экономики. Согласно рейтингу Всемирного экономического форума «Глобальная конкурентоспособность», Россия занимает 43-е место из 140. При этом коррупция названа одной из главных проблем для ведения бизнеса.
Результаты борьбы с коррупцией дают основание говорить о примитивности существующих методов противодействия коррупции. А вернее, предпочитаемых государственными органами, осуществляющими противодействие коррупции, методов.
Также существует экономическая нестабильность в государстве, низкий уровень зарплаты, инфляция и в целом сюда можно отнести все экономические факторы, способствующие ухудшению положения населения. Данные факторы не сильно влияют на верхушку общества, высокие зарплаты и помощь государства обеспечивают им достойный уровень жизни всегда, а вот на рядовых сотрудников, зарплаты которых и без того не слишком высокие, они оказывают очень сильное давление.
Необходима перестройка сознания людей, повышение их правовой и внутренней культуры. Необходимым фактором преодоления коррупции должно стать дальнейшее развитие криминологических исследований в области понимания сущности современной коррупции, анализа ее причинности и детерминации. Не менее важны исследования в области социологии права, социальной психологии, предусматривающие анализ установок населения в целом и различных социальных групп в отношении коррупции. Для устранения причин и условий коррупционных преступлений необходимо проведение предупредительных мер как общего, так и специального характера.
Сформированная в России система поиска и возврата активов находится на стадии становления. Для ее развития необходимы усиление координации работы ведомств, компетентных в рассматриваемой области, а также устранение правовых ограничений в их деятельности.
Еще одним перспективным направлением является стимулирование правомерного поведения, использование норм-стимулов, направленных на предупреждение коррупции. Необходимо развивать институт деятельного раскаяния применительно к коррупционным преступлениям в целях минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Целью работы является анализ антикоррупционной политики в системе национальной экономической безопасности России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!