Английский и русский пейзаж: общее и различие | Пример курсовой работы

Английский и русский пейзаж: общее и различие

Цель работы заключается в исследовании общих черт и различий пейзажа в английском и русском искусстве.

Ф. Медокса Брауна (1821-1893) связывают с объединением «Прерафаэлитское братство», хотя, строго говоря, он не входил в него. Прерафаэлиты, однако, объявляли его своим главой, и он был близок с ними. Он писал в основном исторические и религиозные картины («Чосер при дворе Эдуарда III», 1845-1851; «Лир и Корделия», 1849), но настоящим откровением для современников стали два его произведения жанрового характера: «Прощание с Англией» (или «Последний взгляд на Англию», 1852-1855), посвященное злободневному сюжету (люди расстаются с родиной в поисках лучшей доли), и «Труд» (1852-1865) -на тему не менее актуальную в самой развитой промышленной стране Европы, в котором художник не только изобразил людей труда (как это сделал Курбе в «Каменотесах» или Менцель в «Железопрокатном заводе»), а противопоставил их праздным богачам. [9, c. 115]
Братство прерафаэлитов появилось в 1848 г. Художников-прерафаэлитов объединяло прежде всего преклонение перед искусством художников раннего итальянского Возрождения: Б. Гоццоли, Ф. Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть до Рафаэля (отсюда и название), хотя кроме того и неприятие современной цивилизации, безликости современного искусства. Многое их роднило и с романтиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. Они выступали за высоконравственные устои искусства. У прерафаэлитов был собственный идеолог -художественный критик Джон Рескин (1819- 1900), провозглашавший идеи нравственного и художественного воспитания в духе «религии и красоты».
Каждый из художников братства прерафаэлитов был индивидуальностью и вскоре каждый из них, как это нередко бывает, пошел своим путем, не удовлетворяясь стилизацией искусства Кватроченто. Данте Габриэль Россетти (1828-1882; «Детство Марии», 1849; «Благовещение», 1850; «Беата Беатрикс», 1863; «Сон Данте», 1870-1871) и Э. К. Берн-Джонс (1833-1898; «Золотая лестница», 1876- 1880; «Король Кофетуа и нищенка», 1880-1884; «Любовь среди развалин», 1893; иллюстрации к сочинениям Дж. Чосера, 1896) тяготели к символизму, к декоративному изыску. Холман Хант (1827-1910; «Светоч мира», 1852-1854; «Пробуждение совести», 1853-1854) и Д. Э. Миллес (1829-1896; «Лоренцо и Изабелла», 1849; «Христос в доме родителей», 1850; «Офелия», 1852; «Страж Тауэра», 1876) -достигали почти натуралистической достоверности в своих картинах на литературные и религиозные сюжеты с их резкими цветовыми соотношениями и тщательно выписанными деталями. Для прерафаэлитов вообще характерна дилетантская смесь натурализма со стилизацией -при слабом рисунке, подчас невнятной композиции и отсутствии пластической ясности. [Там же, с. 121]
Но самые большие успехи прерафаэлитов лежат не в живописи, а в декоративном искусстве, в художественном оформлении книги. В 1860-1880-х годах поэт, художник и общественный деятель Уильям Моррис (1834-1896) вслед за Рескиным начал борьбу с обезличением в декоративном искусстве, неминуемым при машинном производстве. Обращаясь к эстетике средневекового ручного труда, У. Моррис организовал художественно-промышленные мастерские изготовления мебели, обоев, шпалер, тканей, витражей, стеклянных изделий и металла и так далее, рисунки для которых кроме него выполняли некоторые прерафаэлиты (к примеру, Берн-Джонс, используя излюбленные им средневековые рыцарские и религиозные сюжеты и мотивы).
Стилизаторство прерафаэлитов во многом предвосхитило стиль модерн рубежа веков. Влияние данных живописцев отразилось и на графике этого периода: искусство Обри Бердслея (1872-1898), утонченное до вычурности, неповторимое до извращенности, непременно, отталкивалось от символики и способов прерафаэлитов, отличалось от них, однако, высочайшим профессиональным уровнем.
Таким образом, новое отношение к природе возникло в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и намека на прежние идиллические условности рокайльного искусства. Живописцы устремлялись продемонстрировать зрителю природу в ее естественном виде, но возводимую в эстетический идеал. Ряд живописцев, работавших в данный период, обращались к искусству античности, видя в ней некоторый прообраз внутренней свободы. В композиционных полотнах представителя этого стилевого направления Юбера Робера происходит гармоничное сосуществование реального и вымышленного миров.
В начале XIX века огромное влияние на пейзажную живопись стран Европы оказали живописцы Англии, которые умели соединять реалистическую передачу реальности с поэтическим восприятием природы. Гений Джона Констебла («Ивы у ручья», 1829; «Вид Стура», 1810-1811; «Брайтон-Бич», ок. 1824) впервые открыл и до сих пор подтверждает право на существование искусства безоговорочного натурализма.
Цель работы заключается в исследовании общих черт и различий пейзажа в английском и русском искусстве.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!