анализ взаимоотношений Европейского союза и России

Цели и задачи

Целью работы является анализ взаимоотношений Европейского союза и России.

Введение и актуальность


Тем не менее, с начала 2000-х годов взаимодействие партнеров в политической сфере значительно возросло. Инициативу в разработке концепции сотрудничества взял на себя ЕС, принявший летом 1999 г. «Общую стратегию Европейского союза по отношению к России». Это был первый официальный документ ЕС, в котором появилась формула «стратегическое партнерство» с Россией. Осенью того же года на саммите в Хельсинки, где впервые участвовал в качестве главы правительства В. Путин, российская делегация представила свой документ – «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010)».
Осенью 2000 г. на саммите ЕС–Россия в Париже была принята «Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности». Финалом этого словотворчества стала принятая на Санкт-Петербургском саммите (май 2003 г.) концепция формирования в перспективе «четырех общих пространств»; два из них – общее пространство «свободы, безопасности и правосудия» и общее пространство «внешней безопасности» – относятся к сфере политики.
Что касается практики политического сотрудничества, она была более скудной, нежели декларации о политических намерениях. К ним следует отнести Соглашение о пассажирском и грузовом транзите между Калининградской областью и остальной территорией России (2002) и пакетное соглашение о мерах, предпринимаемых в связи озабоченностями России, вызванными вступлением стран ЦВЕ в ЕС, и распространении на них действия СПС между Россией и ЕС. Но самой яркой акцией в их международном сотрудничестве, было совместное заявление Германии, Франции и России с осуждением не санкционированного Советом Безопасности вторжения американских войск в Ирак (2003). И хотя официально ЕС к этой акции не примкнул, участие в ней двух его ключевых участников, гласно или негласно поддержанных большинством остальных государств-членов, было расценено как важный шаг в развитии партнерства Европы и России. Это была кульминация конструктивного этапа взаимодействия, за которой уже вскоре последовали взаимное разочарование и спад.
Кризис, возникший в отношениях Россия–ЕС в период второго президентства Путина (2004–2008) был, по сути, кризисом концепции стратегического партнерства в той версии, которую предложил Евросоюз. Москву не устроила ни претензия ЕС на лидерство в партнерстве, ни нарастающая критика ее внутриполитического курса на строительство авторитарной, по сути, «вертикали власти», ни экспансионистский характер концепции «нового партнерства», адресованной шести постсоветским государствам, расположенным в Восточной Европе и Закавказье.
Западный, в том числе европейский, взгляд на причины кризиса нашел отражение в докладе «Имея дело с Россией: следующая фаза» (2006 г.), подготовленном тремя видными дипломатами – европейским, американским и японским, выступавшими в качестве независимых экспертов. Итогом их анализа стал вывод, что «с середины 2003 г. в России начал изменяться курс внутренней и внешней политики. Это была победа реакционеров над реформистами, бюрократии – над свободным рынком и гражданским обществом, органов безопасности и аппаратчиков старого стиля – над либеральными западниками».
Москва ответила на критику нового российского авторитаризма декларированием «особого пути» строительства демократии в России. В ответ на открытую поддержку Евросоюзом и США «оранжевой революции» в Украине (2004 г.) и планы дальнейшего продвижения НАТО на восток, президент Путин в своей речи на мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности (январь 2007 г.) в достаточно жестких выражениях заявил, что Россия будет проводить самостоятельную политику и решительно отстаивать свои интересы.
Первым актом открытого противостояния России и запада в постсоветском пространстве было ее военное вмешательство в конфликт между Грузией и вышедшими из нее республиками – Абхазией и Южной Осетией. Евросоюз оценил ее действия как агрессию и вмешательство во внутренние дела Грузии. Тем не менее, «Кавказский конфликт» дал импульс к модификации отношений между ЕС и Россией.
Предложенный Парижем план восстановления ситуации «замороженного конфликта» («План Саркози–Медведева») оказался первым примером эффективного взаимодействия ЕС и России в целях урегулирования острого регионального конфликта. Еврокомиссия в своем обзоре отношений с Россией, опубликованном в ноябре 2008 г., отметила высокую степень экономической взаимозависимости, что признавалось и ранее.
В 2009–2010 гг. признаки модификации отношений между ЕС и Россией выявились достаточно отчетливо. Одним из ее важнейших факторов был финансово-экономический кризис, глубоко затронувший обоих партнеров и создавший новую ситуацию – сходства экономического положения и совместной заинтересованности в сотрудничестве с целью формирования более устойчивой мировой финансовой системы, новых механизмов регулирования мировой экономики. Обе стороны были активными участниками создания Группы-20. Наконец, в ЕС позитивно восприняли декларированный новым российским президентом Дмитрием Медведевым курс на всестороннюю модернизацию страны и либерализацию ее политической системы. на саммите Россия-ЕС в июне 2010 г. была принята «программа партнерства для модернизации», в том же году началась подготовка соглашения об облегчении визового режима для некоторых категорий российских граждан, были сняты последние возражения ЕС, препятствовавшие вступлению России в ВТО. Однако к концу президентства Д. Медведева выяснилось, что сущностных перемен в российской внутренней политике не произошло, и в отношениях ЕС–Россия вновь возникла пауза неопределенности, оказавшаяся недолгой.
В дальнейшем, вплоть до весны 2014 г. отношения Евросоюза и России носили амбивалентный характер. Высокая степень экономической взаимозависимости и близкие позиции в некоторых вопросах внешней политики и безопасности требовали систематического сотрудничества, исходящего из сугубо прагматических интересов, а его важность и постоянство служили основанием для публичных заверений с обеих сторон, что они продолжают считать себя стратегическими партнерами.
Однако события 2014–2015 гг., особенно глубочайший внутренний кризис в Украине и присоединение Крыма к России, а потом и события в Сирии настолько круто изменили ситуацию, что отношения России и ЕС впервые за 20-летие нельзя оценить иначе, как конфронтацию, побуждающую вспомнить забытые времена холодной войны.
экономические связи на современном этапе

Заключение и вывод

Хотя экономические отношения между Советским Союзом и странами западной Европы не прерывались даже в самые морозные времена «холодной войны», после декабря 1991 г. Россия и Евросоюз начали выстраивать свои экономические отношения практически с нуля, на абсолютно новой основе – рыночной экономики и политического партнерства. В целом отношения так и развивались – по синусоиде между прагматическим сотрудничеством и стратегическим партнерством.
События на Украине, которые произошли в 2014-2015г.г. резко изменили ход развития отношений России и ЕС. Сегодня эти отношения сравнивают с холодной войной, и, чем дольше будет продолжаться украинский конфликт, тем больше времени понадобится России и Евросоюзу для восстановления прежнего уровня взаимодействий.
Российское государство возникло и сформировалось в Европе. С ней его объединяет родство по религии, неразделимое пространство культуры и уходящие в древность хозяйственные связи. Вплоть до начала XX века она проходила, пусть и с немалым опозданием, те же стадии экономического и социального развития. Теперь, согласно новой геополитической концепции, России предписано повернуться лицом к Востоку.
Убеждения в том, что Россия является органической частью Европы, нельзя назвать безосновательными. А вот подтвердит ли это история XXI века – остается вопросом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ