анализ влияния семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка | Пример курсовой работы

анализ влияния семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка

Целью работы является анализ влияния семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка.

Следуя хронологии, «приведем рассуждения Дмитрия Туптало (св. Димитрий Ростовский), воспитанника Киево-Могилянской коллегии, о воспитание детей в семье: «Маленький ребенок подобно доске, приготовленной для картины (сравнение с Дж. Локком − душа ребенка напоминает «чистую доску»): какой образ нарисует на ней художник, такой навсегда и останется. Так и ребенок: какое воспитание дадут ему родители, какому образу жизни его научат, таким он и останется на всю жизнь» [17].
В конце XIX – начале XX в. вопросы сотрудничества семьи и школы теоретически обосновывали Г. Врецона, А. Барвинский, О. Иванчук, М. Земская и другие. В это время решения сложных проблем единства и взаимосвязи семейного и школьного воспитания на первый план выдвигаются такие проблемы, как пропаганда сочетания воспитательного воздействия семьи и школы с учетом требований специфики каждого из них; поиски конкретных форм взаимосвязи семейного и школьного воспитания с целью обеспечения комплексности воспитательных воздействий на молодое поколение; усиление индивидуального подхода к конкретной семьи и ребенку; определения координационной роли школы в педагогическом процессе. Родительское просвещение, осуществлялось путем разработки методической литературы, проведения лекций для родителей, что был одним из средств педагогизации семьи.
Публикации того времени отмечали необходимость преодоления противоречий между школой и семьей, требовали усилить взаимосвязь между ними. Одним из практических шагов в решении этого вопроса стало издание педагогического журнала «Учитель», редакция которого печатала профессиональные статьи не только для учителей, но и родителей, поскольку только «общие и гармоничное влияние семьи и школы, сих двух мощных воспитывающих институтов, способствует правильному развитию молодежи и сохранит идеалы национального воспитания». Поэтому, по убеждению И. Юшишина, перед учителями стоит важная задача − знакомить родителей с важнейшими вопросами школьного и семейного воспитания [29, c. 5 – 8].
Ученые и педагоги утверждают, что в основном семья дает и должна давать ребенку семейную чуткость в форме особой нежности, что проявляется «теплом души и характера» [27]. Ум и знания можно развивать везде, в том числе, и в школе, но душевная теплота, чувствительность (эмоциональность) взращиваются только в семье. Именно в ней создается атмосфера нежности, которая очень необходима для формирования характера и личности ребенка.
Далее именно семья является первой школой для ребенка, где закладывается речь. Первыми учителями первых слов является мать и отец. В школу, на седьмом году жизни, ребенок приходит с немалым словарным запасом.
Важнейшую роль в воспитании всегда отводили матери. В народе говорили: «Только в мире правды, что родная мать», «У ребенка пальчик заболит, а у матери – сердце», «Чему мать научит, то и отец не переучат». Так считали педагоги и общественные деятели начала XX в. В частности, И. Бартошевский писал: «Мать играет более важную роль при воспитании ребенка, чем отец, поскольку отец часто занят, вынужден работать на содержание семьи, а иногда не хватает ему нужных свойств или охоты. Мать является для ребенка лучшей учительницей нравственности».
Учитывая, что воспитание − очень ответственное дело, И. Бартошевский предостерегал от слепой материнской любви, которая может привести к развитию такого отрицательного качества как избалованность. По этому поводу он отмечал: «Избалованный ребенок не сможет бороться с трудностями и препятствиями, которые будут встречаться на его пути» [5, c. 74 ].
Важную роль в воспитании дисциплинированности И. Бартошевский отводил отцу: «Без участия отца материнская любовь может легко выродиться в большую снисходительность и уступчивость ребенку. То же самое отец при своей физической силе, духовной независимости является для ребенка первым авторитетом» [5, c. 95].
Народная педагогика исходит из того, что воспитание ребенка следует начинать в раннем возрасте. Такое воспитание, по мнению Г. Ващенко, собственно, следует начинать с раннего детства, основой для которого должна служить достойное поведение самих родителей и согласие в семейной жизни, что подтверждается словами самого педагога: «Действительно любовь и согласие, царящие в семье, делают жизнь ребенка приятной и счастливой даже при неблагоприятных внешних условиях, и закладывают основы для развития у детей нравственности, что является предпосылкой счастливой жизни в зрелом возрасте. Особенно большое значение в семейной жизни имеют первые годы жизни ребенка и даже условия его рождения. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что дети, которые родились в ненормальных условиях, часто в зрелом возрасте имеют большие недостатки физические и психические. Все это надо иметь в виду родителям, если они хотят, чтобы их дети выросли здоровыми, работоспособными и умными» [2, 15 – 34].
Г. Ващенко утверждает, что негативное влияние в семейном воспитании имеют различия родителей в своих требованиях к детям. Это вызывает дезориентацию ребенка и подрывает авторитет родителей. «В семейном воспитании ребенка нужно идти средним путем, то есть избегать излишней строгости и не полагаться на природу, удовлетворяя только здоровые потребности ребенка» [10, c. 126].
Как составную часть семейного воспитания Г. Ващенко рассматривает воспитание уважения к родителям и старшим. «Разлад в семейных отношениях, по его мнению, не только заслуживает осуждения, но и подрывает педагогические позиции семьи, крайне негативно влияет на воспитание потомства, роет пропасть между родителями и детьми, сеет вражду между родственниками, обесценивает высокие духовно-моральные ценности» [10, c. 138].
В XX в. наиболее глубокое и полное обоснование вопроса воспитательной роли семьи отражено в трудах В. Сухомлинского − педагога-новатора, гуманиста по своей природе. Как директор Павлышской средней школы (Кировоградская обл.), Василий Александрович проводил активную научно-исследовательскую работу, работал в различных областях педагогики. «В раннем детстве человек должен пройти большую школу тонких, сердечных, человечных взаимоотношений. Эти взаимоотношения − самое главное моральное богатство семьи» − убежден ученый [26, c. 344]. Поэтому он поддерживал тесные отношения с семьями своих воспитанников и поощрял к этому весь педагогический коллектив. Как пример, − организация и функционирование в Павлыше родительской школы, в темах занятий которой на первом месте стоял разговор о том, как сделать ребенка счастливым.
Эта проблема отражена во многих статьях В. Сухомлинского. В них, а также в практической педагогической деятельности он приходит к выводу, что для настоящего счастья надо научить человека работать, и для этого нужны усилия, как семьи, так и школы.
Историко-педагогический опыт убеждает в том, что сотрудничество семьи и школы − чрезвычайно важный фактор становления и развития личности, залог эффективности воспитательных воздействий, гарант прочности сложившихся идеалов и убеждений.

Семья представляет собой фундаментальную ячейку общества, социальный институт, где развивается личность. Общение с детьми, забота о них, родительская любовь, участие в воспитании составляют основу личной, семейной жизни людей. От того, как родители выполняют обязанности по отношению к детям, в какой мере они ответственны за умственное развитие, духовно-нравственный облик детей, как складываются их взаимоотношения с сыновьями и дочерьми, зависят содержание и характер семейного воспитания. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем. Благополучию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая даёт чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Семья осуществляет разнонаправленное воспитание подрастающего поколения. Эффективность этого процесса зависит от способности родителей избегать ошибочного воздействия на детей.
Разные стили воспитания, общения способствуют развитию и закреплению определенных особенностей детского поведения и характера, определяющих направление развития самосознания. Учитывая это, главным показателем благоприятности родительско-детских взаимоотношений является их адекватность, а именно соответствие возможностям, способностям, индивидуальным особенностям ребенка. Принятие ребенка таким, какой он есть, с его своеобразием, характером, личностными особенностями определяет адекватные представления о нем и позволяет выбрать наилучшие способы воспитания.
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, так как, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребёнок находится в семье.
Таким образом, анализируя роль семьи в формировании и развитии личности ребёнка, видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека. В семье ребенок вырастает и получает первые жизненные уроки, получает поддержку и помощь, учится любви к миру и к людям.
Целью работы является анализ влияния семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!