анализ содержательных и методических аспектов проектной деятельности на примере изучения темы "Кодирование информации" | Пример курсовой работы

анализ содержательных и методических аспектов проектной деятельности на примере изучения темы “Кодирование информации”

Цель курсовой работы – анализ содержательных и методических аспектов проектной деятельности на примере изучения темы “Кодирование информации”.

Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса школы и проходит в урочное и внеурочное время в течение учебного года. Для организации проектной деятельности могут быть использованы все формы организации образовательного процесса: урок, учебное занятие, познавательная лаборатория, творческая мастерская и др. Домашнее задание может включать в себя элементы проектной деятельности.
Цели проектной деятельности:
– совместный поиск обучающимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании нового интеллектуального или материального продукта, востребованного обществом;
– развитие исследовательских умений (выявление проблемы, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение) и ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;
– приобретение коммуникативных умений работы в группах (групповые проекты);
– включение в образовательный процесс форм развивающего обучения, базирующихся на системно-деятельностном подходе, способствующих сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;
– обеспечение путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе и обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения [1].
Задачи проектной деятельности:
– обучать планированию (умению четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
– формировать навыки самостоятельного сбора и обработки информации;
– развивать креативность и критическое мышление, умение самостоятельно принимать решения;
– развивать навыки мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании, классифицировании;
– обучать умению работать в команде (с руководителем или в группе);
– развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
– формировать позитивное отношение к собственной деятельности (проявлять инициативу, энтузиазм, выполнять работу в соответствии с установленным графиком), навыки самоанализа и рефлексии;
– вовлекать в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и их родителей, создавать коллектив единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности [5].
Признаки проектной деятельности:
– ориентация на получение конкретного результата;
– предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
– относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
– предварительное планирование действий по достижению результата;
– программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
– выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
– получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Рассмотрим в таблице 1 характеристику этапов проектной деятельности.
Таблица 1
Характеристика этапов проектной деятельности
Название этапа Действия обучающихся Действия руководителя проекта
Мотивационный Обсуждают, предлагают собственные идеи, определяют тему проекта. Заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Подготовительный Определяют цели и задачи проекта, формулируют гипотезы разрешения проблемы, вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности. Оказывает консультативную помощь.
Информационно- операционный Собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют установленные этапы проекта Наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.
Итогово-аналитический Систематизируют и анализируют полученные результаты, оформляют конечный продукт. Оказывает помощь в грамотном оформлении результатов проекта.
Рефлексивно-оценочный Представляют проект, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку. Выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Таким образом, любой проект подчиняется правилу «шести П»: Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация -Портфолио.
Направление и содержание проектной деятельности определяется обучающимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы обучающегося и педагога.
В 5-6 классах проекты относительно короткие (от одного урока до нескольких недель) творческие задания, требующие работы в одной предметной области под руководством одного педагога, проектные задачи как набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта.
В 7 классах минипроекты (творческие задания), рассчитанные на 1-2 месяца. В 8-9 классах проекты, рассчитанные на четверть или учебный год (проект должен быть разделен на этапы).
Индивидуальный итоговой проект выполняется обучающимися 9 класса и представляет собой учебный проект в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Рассмотрим примерный график работы обучающихся над итоговым индивидуальным проектом в таблице 2.
Таблица 2
Примерный график работы обучающегося над итоговым индивидуальным проектом
Сроки Содержание Ответственные
сентябрь 1.Формирование перечня тем для проектной работы с ориентиром на возможность представления проектов не только в рамках школы, но и для участия в конкурсах за её пределами.
2. Ознакомление с перечнем тем проектов обучающихся и их родителей (законных представителей).
3. Выбор темы проекта. 1. Учителя-предметники



Успех в развитии общества сегодня во многом зависит от изменений в системе образования. Современное общество заинтересованно в выпускниках школы способных адаптироваться в социально – экономических условиях, стремящихся к самопознанию и самосовершенствованию. В настоящее время большое внимание необходимо уделять подготовке учащихся к проектной деятельности.
Анализ государственного стандарта показал, что овладение опытом творческой, преобразовательной деятельности возможно только в том случае, если каждый учащийся включится в проектную деятельность.
Обязательный минимум содержания образовательных программ включает: поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач документальное представления продукта труда, организация технологического процесса создание продукта труда; оценка качества материального объекта или услуги технологического процесса и результатом проектной деятельности, оформление и презентация проекта.
Приведенные в данной работе положения дают нам основание утверждать, что проектная деятельность как форма организации учебной ситуации является средством инновационного обучения. Проектная деятельность представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.
Использование проектной деятельности при изучении темы “Кодирование информации” актуальна по ряду причин:
самореализация учащихся в выборе  предметных областей проекта;
процесс обучения становится более увлекательным и  полезным;
стимулирование учащихся к получению новых знаний через постановку проблем и целей;
работа над проектом снимает проблему чрезмерной нагрузки учащихся на уроке.
Проектная деятельность на уроках позволяет включать в процесс работы навыки исследовательской деятельности, которые способствуют формированию универсальных учебных действий. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Для учителя самым ценным при решении задачи освоения программного материала является не просто давать детям новую учебную информацию, а вместе с ними искать способы добывания знаний. В итоге – учащиеся, работая над проектом, могут получать информацию, общают, совершенствуют свои знания, чувствуя себя увереннее в современном информационном обществе.
В процессе написания курсовой работы определены роль, место и содержание темы «Кодирование информации» в соответствии с требованиями основной образовательной программы; изучены требования ФГОС основного общего образования к формированию образовательных результатов, формируемых у обучающихся при изучении темы «Кодирование информации» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»; рассмотрены особенности организации и реализации проектной деятельности в основном общем образовании; определены образовательные результаты, формируемые у обучающихся при изучении темы «Кодирование информации» в школьном курсе «Информатика и ИКТ».
Цель курсовой работы – анализ содержательных и методических аспектов проектной деятельности на примере изучения темы “Кодирование информации”.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!