Анализ системы инфраструктуры рынка труда территории.

Цели и задачи

Целью курсовой работы является изучение инфраструктуры рынка труда в РФ и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Введение и актуальность


Таким образом, состояние российского рынка труда на данный момент имеет такие особенности, как несбалансированность, увеличение полной и частичной занятости, сокращение основного прироста населения и увеличение демографической и экономической загруженности трудоспособной части населения, а также отсутствие структурированной инфраструктуры и растущий разрыв между квалификацией рабочих и их потребностями.
Молодежные кадровые агентства как инфраструктура регионального рынка труда
В настоящее время в отечественной экономической науке возникла необходимость в глубоком анализе и проработке научно-методологических аспектов занятости в целях эффективного использования трудовых ресурсов, особенно в регионах. Современные отношения в сфере занятости ужесточают условия выхода трудоспособного населения на рынок труда и, в то же время, обуславливают выделение человеческого капитала в качестве приоритетного фактора экономического роста, а молодежи - как объекта долгосрочных инвестиций.
Рынок человеческого капитала представляет собой намного более сложную форму рынка труда, где собственник данного капитала может реализовать свои знания и опыт в ходе применения в какой-то сфере деятельности. По сути, рынок человеческого капитала - это система социально-экономических отношений между работодателями, наемными работниками и государством. В условиях рынка он способствует продвижению знаний, навыков, способностей и опыта среди различных отраслей бизнеса.[1, с. 257].
В связи с отменой системы распределения после окончания высшего учебного заведения на конкретные предприятия появились условия для развития рынка труда выпускников и молодых специалистов. Предложение данного рынка формируют высшие учебные заведения. Содержание высшего образования в Российской Федерации определяется государством в директивном порядке (законом об образовании), при этом не учитываются интересы конкретных предприятий-работодателей и практически отсутствуют прямые связи между высшей школой и сферой производства, что ведет к образованию разрыва между качеством подготовки специалистов в вузах и профессиональными качествами работников интеллектуального труда, необходимыми предприятию для эффективного функционирования.
Как результат нет согласованных действий «вуз – предприятие», выпускники, по окончанию вуза, сталкиваются с серьезной проблемой трудоустройства. Практически все ВУЗы в настоящее время оказывают помощь и содействие выпускникам в трудоустройстве. Для этих целей в структуре учебных заведений создаются специальные центры, проводятся целевые мероприятия, заключаются договора с предприятиями, создаются базовые кафедры, организуются практики и многое другое. Со стороны бизнеса тоже можно отметить определенную активность по привлечению молодежи.
Например, государственные корпорации и крупные частные компании обращаются в ВУЗы и начинают работу со студентами с первых курсов, некоторые начинают работать даже с абитуриентами. Ряд компаний организует поддержку тем, кто хорошо сдал экзамены, но не прошел по конкурсу, предоставляя образовательные кредиты [2] Необходимость создания таких центров объясняется следующими причинами: невостребованность выпускников на региональных рынках труда, снижение уровня интеллектуального капитала и качества профессионального образования, сокращение инвестиций в сферу образования. Сегодня вузам рационально обращаться к потенциальным работодателям за помощью в формировании перечня направлений обучения, количества набираемого контингента, спектра дополнительных образовательных услуг. А информация о тенденциях развития региональной экономики, полученная напрямую от ее субъектов, позволит увеличить достоверность прогнозирования потребности в выпускниках.
Таким образом, представляется целесообразным формирование информационной обратной связи в цепи: студент – вуз – работодатель [3] Примеры эффективной организации такой связи уже есть, они представлены в таблице 2.
Организация взаимодействия студент – ВУЗ – работодатель через рынок труда является наиболее эффективным. В настоящее время и в России и в зарубежных странах показатель трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности функционирования ВУЗов. Он позволяет судить об уровне подготовки выпускников, востребованности направлений подготовки, спросе на определенных специалистов на региональном рынке труда.
Анализ различных структурных подразделений ВУЗов, обеспечивающих взаимодействие по цепочке студент – ВУЗ- работодатель позволил выделить типичные для них цели, функции и задачи. Целью таких структурных подразделений является трудоустройство выпускников ВУЗов посредством адаптации к социально-экономическим условиям, сложившимся на данный момент на рынке труда. Такие структурные подразделения выполняют организационную, аналитическую, информационную и консультационную функции.
К основным задачам таких структурных подразделений необходимо отнести:
- мониторинг рынка образовательных услуг и рынка труда;
- развитие отношений с предприятиями-партнерами реального сектора; - организация практик и стажировок;
- обеспечение частичной занятости студентов в свободное от учебы время;
- осуществлять поиск мест работы для частичной занятости студентов;
- мониторинг соответствия качества подготовки студентов требованиями работодателя;
- организация консультационной поддержки и др.
Таблица 2 – Примеры эффективной организации связи студент – ВУЗ – работодатель
Учебное заведение Структура,обеспечивающаявзаимодействие
студент - ВУЗ - работодатель
НИУ ВШЭ Центр развития карьеры НИУ ВШЭ (ЦРК)
Московский государственный институт электронной техники (МИЭТ) Отдел практики и трудоустройства студентов
Московскийгосударственный
строительный университет Кадровое агентство «КАСКА»
МГТУ им. Н.Э. Баумана Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда
РУДН Центрсодействиязанятостистудентови
трудоустройства выпускников
Московскийгосударственный
технический университет (МАМИ) Отдел трудоустройства
Московский государственный технологический университет «Станкин» Центр по трудоустройству студентов и адаптации выпускников к рынку труда
Московскийгосударственный
университет геодезии и картографии Центр занятости «Карьера
МГИМО Центр карьеры при Ассоциации выпускников
Московскийгосударственный
университет пищевых производств Центрэлитнойподготовкиисодействия
трудоустройству
Российскийгосударственный
гуманитарный университет Служба содействия занятости студентов и выпускников создана
Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина Служба занятости
Уральскаягосударственная
архитектурно-художественная академия Отдел содействия обучению и трудоустройству обучающихся и выпускников

Заключение и вывод


Одной из сфер общественно-экономических отношений, присущих любой, и в первую очередь рыночной экономике, выступает рынок труда, объектом купли-продажи на котором является право на использование рабочей силы, а предметом торга – определенный вид способностей человека и продолжительность его применения.
На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и т. д.
В зависимости от соотношения между спросом на рабочую силу и ее предложением ситуация на рынке труда может быть:
- трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;
- трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда; -
равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению. Мониторинг ситуации на рынке труда Вологодской области, проводимый Департаментом труда и занятости, по состоянию на  01.05.2019 года показал, что ситуация на рынке труда Вологодской области более благоприятна чем в Российской Федерации в целом.
Новые технологии – один из основных факторов, но далеко не единственный из тех, что изменят юридическую профессию в ближайшие пять лет. Кризис требует от всех более качественных услуг за те же деньги. Конкуренция растёт, юристы и консультанты задумываются, как сэкономить, не потеряв старых клиентов, и увеличить объемы на меняющемся рынке. По мнению британских исследователей, клиент будет всё более диктовать условия.
Так, в области ценовой политики бизнес будет пытаться получить юридические услуги лучшего качества за меньшие деньги и требовать фиксированных цен и большей прозрачности ценообразования. Уже в ближайшее время клиенты захотят получать не просто квалифицированную услугу – они будут платить за персонализированный и прозрачный сервис, готовый подстроиться под их нужды. Оставаться конкурентоспособным на рынке юридических услуг поможет только понимание клиентского запроса, предупреждают эксперты.
Не менее важным будет умение продать услугу клиенту, а также не терять связь с клиентом. Для изучения «своего» клиента за рубежом уже существуют современные системы CRM (Customer Relationship Management – система управления взаимоотношениями с клиентами). Важно отметить, что в качестве источника и посредника в поиске юридической информации и услуг наряду с поисковиком Google, уже сегодня всё больше используется Фейсбук. Однако, каким бы соотношением между спросом и предложением не характеризовалась ситуация на рынке труда, перед работодателями всегда стоит проблема формирования квалифицированных, высокомотивированных и надежных работников, отвечающих требованиям производственного процесса и современным общественным реалиям.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ