Анализ российского рынка общественного питания на примере компании McDonald’s | Пример курсовой работы

Анализ российского рынка общественного питания на примере компании McDonald’s

Целью курсовой работы является проведение анализа российского рынка общественного питания на примере компании McDonald’s, выявление сильных и слабых сторон компании, а так же ее основных показателей рыночной власти.

Рыночная концентрация представляет собой доминирование одних над другими субъектов в реальном взаимоотношении друг с другом товаров на едином отраслевом рынке. Значение индекса существенно снижается при снижении рыночной концентрации. А чем она выше соответственно выше становится и сам индекс. Для проведения аналитики используются следующие основные показатели:
коэффициент рыночной концентрации (CR);
дисперсия рыночных долей и логарифмов рыночных долей (σ 2 );
индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI);
коэффициент энтропии (E).
Коэффициент рыночной концентрации CR выступает как более простой и удобный в расчетах. Он характеризует отношение суммы рыночных долей нескольких крупнейших компаний в отрасли к общему объему реализации товара всеми компаниями, функционирующими на данном отраслевом рынке:
CRk=i=1kdi
где di – доля продаж данной компании в объеме реализации рынка (0 < di < 1);
k – число компаний, для которых рассчитывается показатель.
Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (СR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов. Для одного и того же числа крупнейших компаний: чем больше степень концентрации, тем менее конкурентным является отраслевой рынок. Индекс концентрации характеризует только сумму долей компаний, но разрыв между компаниями может быть различным. Недостаточность индекса концентрации для характеристики потенциала рыночной власти компаний объясняется тем, что он не отражает распределения долей как внутри группы крупнейших компаний, так и за ее пределами – между компаниями-аутсайдерами. Дополнительную информацию о распределении рынка между компаниями предоставляют другие показатели концентрации. Для измерения степени неравенства размеров компаний, действующих на рынке, используется показатель дисперсии рыночных долей:
σ2=1ni=1ndi-d2
где di – доля компании на рынке;
d – средняя доля компании на рынке равная 1/n;
n – число компаний на рынке.
Рынок становится более концентрированным при увеличении неравномерности распределения неких долей.
Чем больше неравномерность распределения долей, тем, при прочих равных условиях, более концентрированным является рынок. Показатель дисперсии используется как вспомогательное средство. Но при одинаковом числе компаний в отраслях и приблизительно равных иных показателях концентрации продавцов, она может служить и косвенным показателем концентрации.
Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) определяется как сумма квадратов долей всех компаний, действующих на рынке:
HHI=i=1ndi2
Индекс принимает значения от 0 до 1. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10 000. Чем выше значение индекса, тем больше концентрация продавцов на отраслевом рынке. Индекс Герфиндаля-Хиршмана лишен недостатков индекса концентрации (CR), так как учитывает доли всех компаний на отраслевом рынке. Его основное достоинство – высокая чувствительность к изменению этих долей, возводимых во вторую степень. Стоит так же отметить тот факт, что именно этот индекс используют антимонопольные органы США для характеристики рыночной структуры отраслей, выделяя в зависимости от его значений слабо концентрированные, умеренно концентрированные и высококонцентрированные рынки. В России в условиях несовершенной статистической базы коэффициент Герфиндаля-Хиршмана может показывать отчасти искаженную информацию. Значение индекса Герфиндаля-Хиршмана напрямую связано с показателем распределения долей компаний на рынке, так что:
HHI=nσ2+1n
где n – число компаний на рынке;
σ 2 – показатель дисперсии долей компаний на рынке.
Приведенная формула позволяет разграничить влияние на индекс Герфиндаля-Хиршмана числа компаний на рынке и распределения рынка между ними. Если все компании на отраслевом рынке контролируют одинаковую часть, показатель распределения равен нулю и значение индекса Герфиндаля-Хиршмана обратно пропорционально числу компаний на рынке. При неизменном числе компаний на отраслевом рынке, чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.
Индекс Ханна и Кея (HK) говорит о том, что показатель степени, в которую возводятся рыночные доли компаний на рынке при их суммировании, может принимать любое интересующее исследователя значение.
HK=(i=1ndia)11-a
где α – показатель степени, подбираемый в зависимости от целей исследования.
В российской практике данный показатель применяется значительно реже остальных.
Коэффициент энтропии показывает среднюю долю компаний, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:
E=i=1ndiln1/di
Коэффициент энтропии представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше его показатель, тем ниже концентрация продавцов на отраслевом рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между компаниями рынка: чем выше показатель энтропии, тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену.
Кроме того выделяют барьеры «входа-выхода» на рынок, под которыми следует понимать совокупность факторов объективного или субъективного характера. Они либо препятствуют входящей компании создать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся компании без значимых потерь. Барьеры делятся на стратегические и нестратегические.
К стратегическим барьерам относят стратегическое создание цены, которое в свою очередь ограничивает вход потенциальных конкурентов в отрасль, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, патентов и прочее.
К нестратегическим барьерам относят такие барьеры, которые обусловлены объективными характеристиками отраслевого рынка, они в свою очередь связаны с предпочтениями потребителей, определенной динамикой спроса, иностранной конкуренцией и т.д.

В качестве общего итога проведенного исследования стоит отметить следующие важные моменты. Рынок общественного питания весьма разнообразен и насыщен, имеет достаточно жесткую конкуренцию.
Структура сетей общественного питания России в зависимости от их типа включает в себя: глобальные, федеральные, региональные, локальные, Россия + СНГ. Структура сетей общественного питания России в зависимости от формата представлена в виде: СУШИ-Магазины, FAST FOOD, кофейни, бары, рестораны.
Компаниям не так то просто попасть на рынок, им стоит преодолеть барьеры «входа-выхода» на рынок, под которыми следует понимать следует понимать совокупность факторов объективного или субъективного характера, которые либо препятствуют входящей компании организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся компании без существенных потерь. Барьеры делятся на стратегические и нестратегические.
Интеграционные процессы, в сфере общественного питания продиктованы тем, что формирование качественной ресторанной услуги зависит от оформления интерьера, качества мебели и оборудования, квалификации персонала, своевременных поставок необходимого сырья надлежащего качества в необходимом количестве.
Компания Макдональдс, была и остается, образцом оптимизации и управления бизнес процессами. Система управления бизнес процессами компании идеальна. Система управления бизнес процессами компании регулируется четко прописанными процедурами и операциями. Это значит что порядок действий каждого сотрудника, в той или иной части бизнес процесса, четко определен, прописан в документе, выучен соответствующим сотрудником, кроме того менеджер постоянно следит за их соблюдением. Это очень жесткая, но высокоэффективная система. В таких случаях сотрудник выполняет роль машины.
Система управления бизнес процессами компании комплексна. Процессы связанны между собой и представляют единую систему. Это означает что если, что то изменилось в одной части системы, это непременно повлияет на другие ее части.
Одним из главных приоритетов компании на протяжении 27 лет деятельности в России являлось создание и развитие локальной сети поставщиков пищевой, сельскохозяйственной и другой продукции, отвечающей мировым стандартам. На сегодняшний день более 85% продукции компания закупает у 160 российских производителей. Более 100 000 рабочих мест создано на предприятиях поставщиков для обслуживания «Макдоналдс» в России. Стоит отметить, что компания на рынке общественного питания является монополистом и сильным конкурентом. Она придерживается своих стратегий и постоянно их совершенствует. В результате проведенного исследования компании видно что, при расчете коэффициентов Тобина и Бэйна были получены положительные показатели, имеющие положительное значение больше 1. Это говорит о том, что компания имеет достаточно высокие экономические показатели, получает прибыль и имеет высокую конкурентную способность, кроме того компания является монополистом и имеет достаточно высокий спрос на свой продукт.
Поставленные в работе задачи были полностью реализованы.
Целью курсовой работы является проведение анализа российского рынка общественного питания на примере компании McDonald’s, выявление сильных и слабых сторон компании, а так же ее основных показателей рыночной власти.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!