Анализ проблем учета риска при принятии управленческих решений в органах власти и управления.

Цели и задачи

Цель исследования – проблемы учета риска при принятии управленческих решений в органах власти и управления (на примере Законодательного Собрания Краснодарского края).

Введение и актуальность


Условия субъективных причин риска, в отличие от объективных оснований, всегда существуют с возможностью определенной коррекции. Например, может быть поставлена задача по уменьшению ограничений менеджера, которая решается организационными и техническими средствами. Помимо базовых характеристик мы также можем назвать и другие специфические качества, подлежащие учету в работе с угрозами:
экономическая природа;
вероятность возникновения;
объективность проявления;
вариабельность уровня;
предполагаемые последствия;
субъективность оценочных действий;
присутствие анализа;
значимость.
Разнообразие действующих рисков, свойственных деятельности коммерческих организаций, велико. И их число постоянно растет, поскольку усложняются не только технологии производства, но в условиях развития конкуренции способы управления претерпевают изменения, что также способствует усложнению архитектуры рисковых событий. Ученые находят все новые виды рисков, и их требуется классифицировать для целей идентификации и результативного управления.
Понятие и классификация рисков занимает ключевые места в научном и методологическом знании риск-менеджмента, одной из самых молодых дисциплин современной управленческой доктрины. Многие видовые категории универсальны, и им подвержены практически все компании и организации деловой среды. Однако имеют место виды деятельности, которым соответствуют специфические виды рисков. Например, банковская и страховая сферы бизнеса имеют свои уникальные группы рисков, которые проявляются в других отраслях лишь эпизодически.
Видовое многообразие выявляемых угроз велико: от терактов и техногенных катастроф до банкротств, вызванных внешними кризисными явлениями, структурной ломкой на уровне целых отраслей или отдельного предприятия. Современный мир постепенно, но неуклонно втягивается в зону турбулентности, если можно так сказать. Возникают невиданные ранее в России виды рисков, вызванные:
транснационализацией бизнеса;
введенным режимом санкций;
ответными мерами правительства РФ;
локальными военными конфликтами у границ страны;
межгосударственными черными PR-акциями.
Парадоксально, но такие типы рисков, как потери в результате компьютерных сбоев, сокращения персонала, банкротства предприятия из-за отказа кредитной организации реструктуризировать долги, на фоне происходящих событий уже не кажутся столь трагичными. Все чаще проявляется так называемый «эффект домино», когда банкротство крупной организации является основанием для возникновения серии потерь предприятий, связанных с ней тесными хозяйственными связями.
С рисками компания сталкивается на разных фазах своего жизненного цикла. Основные условия их возникновения формируются благодаря неопределенности источников результатов действующей в бизнесе ситуации. К подобным источникам следует отнести:
хозяйственную деятельность предприятия;
деятельность руководителя организации;
недостаточность информационного обеспечения принятия решений (состояние внешней среды).
Характерен пример организации, руководство которого принимает решение, не владея полной информацией о партнерах по сделке, их финансовом состоянии, законности деятельности. Это зачастую несет в себе риск возникновения потерь в будущем. Другим примером служит отсутствие информации о последних изменениях в налоговом законодательстве, которые таят в себе угрозу штрафов для предприятия.
Классификация рисков по степени опасности (допустимости) позволит нам акцентировать внимание на концепции допустимого риска, формирующей основные механизмы управления ими. Напомним три основных шага концепции: выявить факторы опасности, оценить их и снизить угрозу за счет выработанных мероприятий. Опираясь на эти действия, руководитель принимает решение, какой уровень риска он может себе позволить в существующих условиях деятельности. В этой связи различают следующие виды риска:
допустимый;
критический;
катастрофический.
Под допустимым риском будем понимать угрозу потери финансового результата операционной деятельности или реализуемого проекта, которая потенциально меньше ожидаемой прибыли. В этом случае экономическая целесообразность конкретного события или деятельности в целом сохраняется. Более опасной степенью риска является его критический вариант, при котором уровень вероятных потерь приближается к размеру материальных затрат на осуществление сделки, проекта или производства. Можно сказать, что это первая степень критического риска. Обе обозначенные категории в случае применения могут быть в определенных условиях оправданными.
Две следующих категории риска вряд ли можно считать допустимыми. Дальнейшее увеличение вероятности угроз приводит к тому, что размер возможных потерь выходит на уровень полных издержек предприятия. Такое положение вещей соответствует уже второй степени критичности. Наконец, катастрофическим является риск, когда угрозы становятся сопоставимыми с размером имущества компании и даже начинают превышать его стоимость.
По критерию динамичности выделяются динамические и статистические группы рисков. Динамической группе мы посвятим два ближайших раздела статьи. Спецификой статистической группы является их неизбежное присутствие в предпринимательской деятельности. Основные категории рисков, относящиеся к данной группе:
в результате стихийных бедствий;
в результате совершения преступных деяний;
вследствие ухудшения законодательства;
в результате потери компанией лидеров бизнеса из-за смерти или иных обстоятельств.

Заключение и вывод


Среди многообразия проблем в современном менеджменте одной из важнейших на сегодняшний день является разработка, принятие и реализация управленческого решения (УР), являющегося основным инструментом управленческого воздействия. Процесс принятия управленческих решений находится на центральном, иерархически главном месте во всей структуре управленческой деятельности, так как именно он определяет и содержание этой деятельности, и ее результаты.
Управленческое решение» может рассматриваться и как процесс, и как явление. Как процесс управленческое решение представляет собой поиск, группировку и анализ требуемой информации в интересах разработки, утверждения и реализации задуманного. Как явление управленческое решение – это план мероприятий, постановление, директива, устное или письменное распоряжение.
Процесс разработки и принятия решения должен соответствовать ряду требований, а именно:
− управленческое решение должно быть реальным, то есть исходить из реально достижимых целей, реально имеющихся ресурсов, времени и возможностей для реализации;
− управленческое решение должно содержать механизмы его реализации, то есть содержание решения должно включать такие разделы, как планирование, организация, координация, мотивация и контроль;
− управленческое решение должно быть устойчивым к допущенным ошибкам при сборе и обработке информации для принятия решений;
– управленческое решение должно готовиться, приниматься и выполняться в реальном масштабе времени процессов, которыми управляют;
− управленческое решение должно быть реализуемым, т.е. ЛПР должно учитывать все ограничения и обеспечить возможность его реализации;
− управленческое решение должно быть гибким, то есть, несмотря на изменение условий в процессе принятия решения, должна оставаться возможность его корректировки. При этом цели и задачи должны реально соотноситься с располагаемыми ресурсами, способами и технологиями.
Государственное (муниципальное) решение следует рассматривать как особый вид управленческого решения, при котором субъектом управления выступает государство – в широком понимании или органы государственного (муниципального) управления и государственные (муниципальные) служащие – в узком понимании. Объектом государственного (муниципального) управления являются социально-экономические процессы, общественные институты, социальные группы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ