Анализ проблем ОНР в современной логопедии | Пример курсовой работы

Анализ проблем ОНР в современной логопедии

Цель исследования – раскрыть понятие «общее недоразвитие речи», рассмотреть особенности речевого развития при данном нарушении, проанализировать методы и приемы диагностики и коррекции детей с данной речевой патологией.

Фразовая речь практически отсутствует, малопонятна для окружающих и имеет ситуативную привязанность. Рассказ о каких-либо событиях представляет собой набор отдельных слов, простых искаженных предложений. Отмечается активное использование указательных жестов, мимических и интонационных средств в процессе свободного общения [Воробьева 2006: 74].
2-й уровень речевого развития в логопедической литературе характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». Появляется фраза, состоящая из двух-четырех слов. Отмечается использование слов с категориальными признаками рода, лица, числа и падежа. Согласование слов может осуществляться как правильно, так и с ошибками, что говорит, о начальном этапе освоения морфологической системы языка.
В свободной речи появляются простые предлоги, понимание и употребление сложных предлогов вызывает затруднения. Словарный запас расширяется и по количественным, и по качественным характеристикам – отмечается увеличение объема используемых существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые наречия и числительные. Формирование обобщающих и отвлеченных понятий, синонимии и антонимии на втором уровне речевого развития затруднено [Филичева 2004: 8].
Словообразовательные навыки не сформированы, что приводит к трудностям понимания и употребления приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица [Волкова 2007: 629].
Звукопроизношение и слоговая структура слова грубо нарушены. Отмечается неправильное произношение большого количества фонем – как правило, нарушены группы свистящих, шипящих, сонорных, передне- и заднеязычных звуков. Характерна нечеткая артикуляция гласных, смягчение согласных (коза – «кязя»), замены мягких согласных твердыми звуками (пять – «пат»). При правильном изолированном произношении некоторых звуков в свободной речи отмечается их смешение (питон – «бидон», зима – «сима») [Нищева 2009: 15].
Слоговая структура нарушена – наблюдается перестановка, опускание, изменение последовательности слогов в словах (корова – «кава»). Особые затруднения вызывают слова со стечением согласных, отмечается выпадение одного или нескольких звуков (мост – «мот», стакан – «така»). При воспроизведении трехсложных слов отмечается перестановка и пропуск слогов (бегемот – «бемот»), в четырех и пятисложных словах сохранна, как правило, только корневая часть слова (парашютист – «пасути») [Левина 2013: 40].
При построении связного высказывания дети данной группы ограничиваются перечислением предметов и действий, отмечаются трудности при передаче смысловых отношений.
3-й уровень речевого развития в логопедической литературе характеризуется «развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики» [Филичева 2004: 9].
Нарушения произносительной стороны речи проявляются в виде неправильного произношения одной или нескольких групп звуков – свистящих, шипящих, сонорных. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в виде перестановки звуков и слогов в трех и четырехсложных словах, в словах со стечением согласных, в малознакомых словах (балерина – «барелина», котелок – «колеток») [Левина 2013: 44].
В свободной речи дети пользуются простыми распространенными и некоторыми сложными предложениями. Нарушение синтаксической структуры проявляется в виде отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Отмечается использование простых предлогов, уменьшение количества ошибок при согласовании слов в роде, числе и падеже.
Для детей с третьим уровнем речевого развития характерны трудности понимания и употребления сложных предлогов – они опускаются, заменяются простыми (достал из-под стола – «достал из стола»). Формируются словообразовательные навыки, становится доступным образование слов с помощью продуктивных моделей. При этом отмечаются трудности при выборе производящей основы (носки из шерсти – «носочные»), аффиксов (часовщик – «часовчик») [Волкова 2007: 631].
Т.В. Туманова отмечает, что несформированность процессов словообразования проявляется в виде трудностей образования множественного числа существительных (брат – «браты»), однокоренных слов (поле – «полка»), образования слов с помощью приставок и суффиксов (овощной – «овощевый», залететь – «прилететь») [Туманова 2010: 72].
Наблюдается неточное понимание и употребление слов с обобщающим, отвлеченным, абстрактным значением. Характерны множественные семантические замены, обусловленные ограниченным словарным запасом (локоть – «рука», лось – «живет в лесу»).
Операции звуко-слогового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В связной речи отмечаются ошибки при передаче логико-временных связей, пропуск элементов рассказа [Филичева 2004: 11].
В.К. Воробьева указывает, что развитие связной речи приближено к норме, отмечается правильный с точки зрения логики и структуры рассказ, отбор языковых средств в соответствии с содержанием. В устной речи отмечается неточное употребление некоторых слов, использование аграмматичных фраз и простых предложений [Воробьева 2006: 78].
Таким образом, общее недоразвитие речи является речевым дефектом, при котором нарушены все компоненты языковой системы. Выделяют три уровня речевого развития. Для первого уровня речевого развития характерны трудности воспроизведения звуковой и слоговой структуры слова, активный словарь находится в зачаточном состоянии, фразовая речь отсутствует.
Для второго уровня речевого развития характерны нарушения звуковой и слоговой структуры слова. Активный словарь представлен существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Отмечается начало формирования процессов словоизменения, понимание простых грамматических форм, использование простых фраз.
Для третьего уровня речевого развития характерна развернутая обиходная речь с недостаточно правильным употреблением слов, трудностями звукового оформления высказывания, наличием аграмматизмов. В самостоятельной речи используются простые предложения.

Проведенная нами работа помогла разрешить проблему исследования, состоявшую в теоретическом изучении особенностей речевого развития и преодоления речевой недостаточности у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования была достигнута путем решения поставленных нами в начале исследования задач.
Обобщив теоретические подходы в изучении общего недоразвития речи, мы выяснили, что среди причин его возникновения выделяют две группы факторов – социальные и биологические. Существует две классификации общего недоразвития речи. В зависимости от клинических проявлений Е.М. Мастюкова выделяет три группы детей с ОНР. Согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной выделены три уровня речевого развития, в зависимости от степени недоразвития тех или иных компонентов языковой системы. Т.Б. Филичевой выделен и описан четвертый уровень речевого развития, при котором у детей отмечаются нерезко выраженные остаточные проявления фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития речи.
Для организации эффективного коррекционного процесса по преодолению общего недоразвития речи необходимо детальное логопедическое обследование. Логопедическое обследование включает в себя опрос родителей, анализ медицинской документации, обследование неречевых процессов, всех компонентов речевой системы.
Программа преодоления общего недоразвития речи рассчитана на два года, каждый из которых условно делится на три периода. Логопедическое воздействие должно быть направлено на формирование правильного произношения, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, подготовка к обучению грамоте, развитие навыков связной речи, что обеспечивает полноценную готовность детей с общим недоразвитием речи к обучению в общеобразовательной школе.
Цель исследования – раскрыть понятие «общее недоразвитие речи», рассмотреть особенности речевого развития при данном нарушении, проанализировать методы и приемы диагностики и коррекции детей с данной речевой патологией.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!