анализ понятия и сущности принципов государственной службы и их классификация | Пример курсовой работы

анализ понятия и сущности принципов государственной службы и их классификация

Цель курсовой работы – анализ понятия и сущности принципов государственной службы и их классификация.

А.В. Безруков отмечает, что властные отношения свойственны каждому обществу с момента его возникновения, однако, политическая власть характерна только для некоторых этапов общественного развития. То есть, власть определяется как волевое отношение между людьми. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли, а не просто определенного влияния. Власть, которая сопровождается волевыми отношениями, может существовать в реальной и потенциальной форме. Однако потенциальная власть, которая еще не проявила себя, имеет не менее существенное значение в сравнении с реальной властью. Понимание существующей, хотя еще и нереализованной, власти оказывает на потенциальные объекты сильное дисциплинирующее и организующее воздействие.
В настоящее время система разделения власти представлена совокупностью уполномоченных органов власти, которые наделены определенными властными полномочиями, позволяющими осуществлять взвешенное государственное регулирование. Статья 11 Конституции Российской Федерации закрепляет систему органов власти России в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Так, главой государства является Президент; законодательный орган власти – двухпалатный парламент – Федеральное Собрание; исполнительный орган власти – Правительство. В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», именно Правительство РФ обязано осуществлять руководство деятельностью различных министерств и ведомств, контролируя результаты их деятельности.
Федеральные службы подконтрольны и подотчетны Правительству Российской Федерации, как и органы исполнительной власти. Кроме того, Правительство России вправе устанавливать и определять порядок функционирования и создания различных исполнительных органов власти.
Отметим, что особое место в системе разделения властей принадлежит Президенту Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.90 Конституции России, Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения, которыми он способен регулировать различные сферы жизнедеятельности и устранять имеющиеся пробелы в законодательстве. Так, Президент РФ определяет структуру органов исполнительной власти, им определяется и направление взаимодействия органов государственного управления в различных отраслях. Фактически Президент РФ на практике способен активно регулировать те общественные отношения, которые требуют соответствующей регламентации, для восполнения существующих пробелов в действующем законодательстве.
Остановимся подробнее на полномочиях и функциях федеральных служб. Прежде всего, федеральные службы занимают особое место в системе органов государственного управления, которая направлена на реализацию исполнительной власти на практике. Однако при исследовании функций и полномочий федеральных служб часто противопоставляются два фундаментальных термина – управление и регулирование.
Государственное управление представлено следующими функциями: контроль, координация, прогнозирование, планирование, регулирование и руководство. Регулирование является функцией государственного управления, его неотъемлемой частью. Государственное регулирование выступает в качестве основной функции управления, что позволяет федеральным службам проявлять и реализовывать свои полномочия на законных условиях. Федеральные службы в пределах своих полномочий могут разрабатывать и утверждать различные правовые акты, которые являются традиционной и наиболее распространенной формой государственного регулирования.
Фактически нет таких органов исполнительной власти, которые бы не осуществляли в том или ином объеме регулирующие функции. Например, Правительство России регулирует социально-экономическую сферу, осуществляет валютное регулирование, принимает участие в регулировании экономических процессов. То есть, непосредственно оказывает воздействие и на деятельность всех крупных субъектов хозяйствования. Кроме того, Правительство РФ регулирует деятельность органов, которые организационно ему подчинены.
Рассмотрение проблемы соотношения государственного управления и государственного регулирования с участием федеральных служб на данном этапе позволяет утверждать следующее:
– Правительство РФ – управляет, координирует и регулирует;
– подчиненные ему министерства, ведомства, агентства – управляют, координируют и регулируют.
Следовательно, осуществление регулирующих и координирующих функций происходит федеральными службами как органами государственной власти путем использования своих властных полномочий, независимо от ведомственной принадлежности объектов или их формы собственности.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Принцип – это определенное правило, руководящее положение в рамках той или иной деятельности. Государственная служба едва ли была бы полноценной без подобных основополагающих идей. Государственная служба базируется на подобных основополагающих идеях, которые имеют особое значение для построения и осуществления всей службы.
2. Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной службы. Государственный служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы, в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Правовой статус государственных служащих определяется эффективностью и полнотой выполнения ими своих обязанностей. То есть, правовым статусом государственных служащих можно именовать содержание государственно-служебных правоотношений.
3. Конституционные принципы государственной службы отражают фундаментальные, исходные начала правовой отрасли. Данные принципы вытекают из положений Конституции Российской Федерации, которая признает государство правовым, демократическим, соответствующим воле народа, поддерживающим и защищающим общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Демократия гражданского общества напрямую зависит от демократичности самого государства, которое основано на свободе людей. Суверенитет народа в демократическом государстве является источником власти. Значимыми конституционными принципами государственной службы являются принцип законности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, принцип разделения властей, принцип равенства граждан перед законом.
4. Функционально-управленческие принципы государственной службы являются частными принципами, которые нацелены на построение структуры государственного управления путём обеспечения её эффективного функционирования. Так, функционально-управленческими принципами являются:
– принцип контроля, который отражает важность применения контрольных процедур к управляемым субъектам;
– принцип иерархичности системы управления, который свидетельствует о том, что субординация внутри системы управления не может отсутствовать;
– принцип открытости и прозрачности, благодаря которому деятельность органов власти доступна и понятна гражданам;
– принцип профессионализма и компетентности, который заключается в осуществлении государственными служащими определенных функций в рамках своих полномочий;
– принцип специализации государственного управления предполагает, что каждая сфера регулирования будет сопровождаться соответствующими административно-правовыми режимами и специальными управляющими системами.
Цель курсовой работы – анализ понятия и сущности принципов государственной службы и их классификация.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!