анализ особенностей знакомства старших дошкольников с пословицами | Пример курсовой работы

анализ особенностей знакомства старших дошкольников с пословицами

Цель исследования заключается в проведении анализа особенностей знакомства старших дошкольников с пословицами.

Высокий уровень взаимоотношений. Принята общая цель, иными словами у детей присутствует единое мнение о том, кому предназначаются сапожки: Снегурочке, коту или Ивану-царевичу. Сапожки выполнены на бумаге одного цвета в соответствии с единым трафаретом. При этом согласован в деталях узор на сапожках: одинаковый, совпадает по элементам и цветам. В общении дети доброжелательны, их эмоциональное состояние во время и после окончания работы можно охарактеризовать как положительное.
Средний уровень взаимоотношений. Принята общая цель. Сапожки выполнены на бумаге одного цвета в соответствии с единым трафаретом. Тем не менее, узор на сапожках совпадает лишь частично, присутствует несовпадение по отдельным элементам и цветам. Дети не смогли проявить взаимный контроль и согласовать все элементы. Эмоциональное состояние детей можно охарактеризовать как положительное.
Низкий уровень. Дети расходятся во мнении относительно того, кому из персонажей предназначаются сапожки. Сапожки выполнены на бумаге одного (или разного) цвета по разным трафаретам. Узор не совпадает не только по элементам, но и по технике выполнения (один ребенок работал цветными карандашами, другой – красками, один сапожок украшен кружочками, другой – полосками и пр.). Сапожки не образуют пару. Дети действуют индивидуально, их эмоциональное состояние характеризуется неустойчивостью, они не выражают желания впоследствии вместе работать [12, с. 26].
Организация и проведение методики осуществляется посредством диагностических ситуаций. Дети парами сидят за отдельными столами (6-8 детей). Перед ними доска, на которой расположены иллюстрации «Кот в сапогах», «Иван-царевич», «Снегурочка».
Детям предлагается сделать подарки героям иллюстраций – новые, красивые сапожки. Для этого у них на столах есть все необходимое: два вида трафаретов сапожек (трафареты образуют пару сапожек, отличающихся величиной и формой), бумага двух цветов, цветные карандаши, краски, ножницы.
Воспитатель объясняет детям, что надо вместе сделать пару одинаковых сапожек для одного из персонажей. Сначала надо решить, кому и какие сапожки в подарок вы будете делать, выбрать трафареты, обвести их, вырезать, придумать каким узором украсить сапожки и затем раскрасить их. «Помните, что каждый украшает только один сапожок, но так чтобы вдвоем у вас получилась пара – двое одинаковых сапожек. Сапожки нужно вырезать и подарить тому, кому вы решили: Ивану царевичу, Снегурочке или Коту в сапогах».
Во время работы отмечается, как складываются детские взаимоотношения: могут ли дети договориться, согласовывают ли действия, обмениваются ли мнениями, помогают ли друг другу, как преодолевают разногласия, в каком эмоциональном настроении они пребывают. Показателем дружеских взаимоотношений и согласованных действий являются хорошо выполненные сапожки и положительный эмоциональный настрой детей.
3. Диагностическая ситуация «Объясни правильно»
Цель – выявить особенности осознания детьми необходимости проявления внимания к проблемам сверстника и подробного объяснения для установления взаимопонимания в общении.
Уровни развития речи: высокий, средний, низкий.
Критерии:
Высокий уровень диагностируется в том случае, когда ребенок отвечает на все диагностические вопросы, ответы полные расширенные, может отвечать самостоятельно на заданные вопросы; умеет правильно понимать ситуацию и дает оценку происходящему, умеет предложить адекватный способ решения ситуации, умеет выделить правила взаимоотношений друг с другом, а также комментирует все свои предложения.
Средний уровень: ребенок отвечает на вопросы, в случае затруднения формулирования ответов задает уточняющие вопросы или отвечает на уточняющие вопросы взрослого. Ребенок правильно понимает смысл ситуации и дает оценку происходящему; способ решения может предлагать не всегда самый эффективный, при этом умеет определять правила взаимоотношений в совместной деятельности; при комментариях могут возникать сложности и затруднения.
Низкий уровень: ребенок затрудняется отвечать на вопросы, возникают сложности при формулировании ответов, либо ответы односложные [26, с. 17].
В основном ребенок правильно понимает смысл ситуации, но предложить адекватный способ решения проблемы не может, не всегда может объяснить необходимый адекватный способ решения проблемы; затрудняется комментировать свои предложения.
Результаты проведенной диагностики среди дошкольников позволили сделать ряд выводов представленных ниже.
Результаты методики отражены в таблице 1.
В результате проделанной работы цели и задачи достигнуты, в теоретической части работы были охарактеризованы основы знакомства детей с устным народным творчеством (пословицы, поговорки).
Пословицы и поговорки – один из старейших видов устного народного творчества. Вместе они образуют собой ряд правил, по которым человек должен ориентироваться в повседневной жизни.
Было выявлено, что термины «поговорки» и «пословицы» являются русскими, они имеют связь с корнями слов «говор», «говорить», «слово», подтверждается это тем, что эти конструкции были и используются в живом разговоре.
Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.
Самым большим преимуществом пословиц и поговорок является освещение ими предметов, явлений, людей с различных точек зрения и в разных жизненных ситуациях и отношениях.
Изучены и проанализированы основные практические аспекты изучения пословиц и поговорок в дошкольном возрасте, все это тесно связано с программами дошкольного образования.
Программа дошкольного образования должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.
Мы выявили, что в дошкольных учреждениях пословицы и поговорки могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, в парк, в школу, во время прогулок, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Важно также использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на праздничных утренниках.
Поэтические произведения многие столетия передавались от поколения к поколению. Дети усваивают поэтические образы народа. Сокровищница русского языка раскрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.
В практической части работы проведен эксперимент, направленный на выявление форм и методов речевого развития с помощью пословиц и поговорок у детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе было выявлено, что большинство детей
– 15 человек(или 57,7%) имеют средний уровень навыков объяснения и постановки высказываний;
– 5 человек (или 19,2%) имеют высокий уровень развития речи и формирований высказываний для объяснения другим;
– 6 человек (23,1%) – продемонстрировали низкий уровень, то есть для детей сложным является задание объяснить что-то другому человеку.
Исходя из данных результатов констатирующего этапа, нами была определена цель формирующего этапа исследования: определить систему работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров и произведений устного народного творчества.
С целью речевого развития старших дошкольников, по нашему мнению, необходимо внедрение проекта под названием «Мир пословиц и поговорок».
Проведенное исследование позволило сделать вывод о наличии детей с низким уровнем развития речи и коммуникативных способностей, в связи с чем нами была предложена программа, направленная на организацию общения детей в различных фольклорных единицах. Данная программа содержит в себе различные формы работы с использованием фольклора, что с одной стороны близко и понятно детям, а с другой позволяет развитию коммуникации при использовании фольклорных единиц.
Актуальность проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые формы фольклора (пословицы, потешки, колыбельные песни, сказки и т. д.) в развитии речи ребенка. В народном творчестве имеется множество инструментов интересных детям и способов развития детской речи, содержащих сказочный, игровой характер. Все это имеет важнейшее значение для развития связной отчетливой речи и является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.
После внедрения в практику работы ДОО предложенной программы, был проведен контрольный эксперимент, с целью выявить улучшились ли результаты. Таким образом, на контрольном формирования речевых высказываний на высоком уровне выявлено у 13 человек, средний уровень у 9 человек, низкий уровень у 4 человек. Данные результаты разнятся с экспериментом проведенным на констатирующем этапе. Детей с высоким уровнем формирования речевых высказываний стало больше, также увеличилось число детей со средним уровнем и уменьшилось число детей с низким уровнем.
Таким образом, фольклорные тексты, а именно пословицы и поговорки, раскрывающие перед ребенком красоту и меткость русского языка, создают наиболее благоприятные условия для совершенствования вербальной (интонационная, лексическая, синтаксическая) и невербальной (мимика, движения, поза) выразительности речи, а также речевого самовыражения ребенка. Обучение творческому рассказыванию способствует развитию у дошкольников высокого уровня художественно-речевой деятельности, формирует умение самостоятельно придумывать пословицы и поговорки и использовать их в жизни.
В результате проделанной работы можно сделать вывод, цель, поставленная нами, достигнута, проведён анализ особенностей знакомства старших дошкольников с пословицами, отсюда следует, что малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми могут использоваться в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Задачи решены в полном объеме: нами исследованы особенности изучения пословиц и поговорок с детьми старшего дошкольного возраста. В работе также представлен план работы по знакомству детей с пословицами и поговорками, которые будут интересными и полезными для детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в проведении анализа особенностей знакомства старших дошкольников с пословицами.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!