Анализ методов управления качеством при планировании и реализации проектов.

Цели и задачи

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ методов управления качеством при планировании и реализации проектов.

Введение и актуальность


В менеджменте проекта различают качество продукта проекта и качество самого проекта. Качество продукта проекта определяется требованиями заказчика или конечных потребителей данного продукта, качество проекта строится на том, как выполняются функции менеджмента качества проекта - планирование, обеспечение и контроль качества. В проекте эти два понятия органично связаны и от того, каким будет качество управления проектом зависит и качество продукта проекта. [17]
Принято различать четыре ключевых аспекта качества:
1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Данный аспект может быть достигнут за счет эффективного определения и своевременного удовлетворения потребностей и ожиданий потребителя на основе данных заказчика проекта или изучения целевой аудитории потребителей конечного продукта/результата проекта.
2. Качество разработки и планирования проекта. В этом случае необходима тщательная проработка планов и графиков, a также ресурсного обеспечения самого продукта, разработка продукта проекта с учетом требований к его качеству.
3. Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Данный аспект обеспечивается соответствующим выполнением запланированных работ и процессов проекта, отслеживанием соответствующих характеристик продукта проекта. самого проекта и произведенных ценностей для потребителей и других заинтересованных лиц.
4. Качество материально-технического обеспечения проекта на протяжении всего его жизненного цикла. Последний аспект зависит во многом от поставщиков проекта, которые должны снабжать проект ресурсами с установленными характеристиками, позволяющими получить запланированный конечный результат. [6, c. 290]
Управление качеством проекта включает в себя процессы и действия исполняющей организации, политику в области качества, цели и сферы ответственности в области качества таким образом, чтобы проект удовлетворял тем нуждам, ради которых он был предпринят. [4, c. 34]
На современном этапе существует более 50 общепризнанных подходов к управлению качеством в ходе менеджмента проекта. [3, c. 55] К наиболее широко используемым относятся:
ISO 10006:2003 Quality management – Guidelines to quality in project management: данный стандарт указывает на возможность применения общих принципов управления качеством в проектном менеджменте, рассматривает принципы и требованиями, которым должен удовлетворять качественный проект, но не раскрывает конкретных инструментов для достижения качества проекта; [14]
РМВOК 2013 (5): указывает общую схему управления качеством, разбивая процесс управления качества на отдельные функции. Также в стандарте дается описание основных инструментов управления качеством, единственный недостаток данного стандарта - отсутствие рассмотрение частных случаев в управлении проектами, описание методик в общем; [14]
PRINCE2 2009: описывает процесс достижения заданного заказчиком проекта уровня качества с помощью системы качества, в целом инструменты данного стандарта сходны с РМВОК;
Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК) 2001: выделяет 4 аспекта качества - проектные, организационные и управленческие решения; используемые материальные ресурсы; качество выполняемых работ; качество полученных результатов проекта. Также, как и в РМВОК процесс управления качеством поделен на 3 блока - планирование, обеспечение, контроль. [13]
Основными принципами управления качеством проекта согласно стандарту ISO 10006:2003 являются:
ориентация деятельности компании на клиента состоит в том, чтобы руководствоваться в управлении качеством теми требованиями и желаниями, которые предъявляет заказчик и конечные потребители продукта/результата проекта;
удовлетворенность заказчика и пользователя проекта промежуточными и конечными результатами должна;
эффективность предотвращения отклонения от заданного уровня качества заключается в выборе таких методов управления качеством проекта, которые позволят устранять ошибки и отказы в ходе проекта с наименьшей потерей всех ресурсов проекта;
постоянное совершенствование проектной деятельности состоит в использовании принципов непрерывного управления качеством;
ответственность руководства за процессы управления качеством проекта проявляется, если руководитель проекта лично участвует в создании и работе групп контроля качества;
вовлечение всей команды проекта состоит в указании каждому исполнителю проекта, в чем заключается управление качеством в тех задачах, в которых он принимает участие;
стоимость качества, т.е. затраты, понесенные в связи с необходимостью соответствия продукта проекта требуемому уровню качества, должны быть ниже, чем выгоды от достижения соответствующего уровня качества. [18]
Таким образом, управление качеством является одной из важнейших функций менеджмента проекта и должно осуществляться на всех этапах жизненного цикла проекта с целью достижения целевого уровня качества конечного продукта проекта.

Заключение и вывод


Итак, в данной курсовой работе нами были рассмотрены вопросы, связанные с методами управления качеством проектов. Было выявлено, что качество является важным аспектом проекта, при этом качество проекта может характеризоваться качеством продукта или результата проекта, качеством его разработки и планирования, качеством выполнения работ по проекту и его материально-техническим снабжением.
В управлении качеством проекта могут быть использованы общепринятые подходы и методы, такие как всеобщий менеджмент качества (TQM), непрерывное улучшение качества с применением цикла Деминга, анализ последствий и причин отказов FMEA-анализ (Failure Mode and Effects Analisys).
Однако наиболее эффективными и полными являются методы, описанные в стандарте PMBОK 5, который подразделяет методы управления качества в зависимости от функций - планирования, обеспечения и контроля. Для планирования качества проекта используют сравнительный анализ затрат и выгод, стоимость качества, семь основных инструментов качества, бенчмаркетинг, планирование экспериментов, выборочный контроль и другие методы. Планирование качества является очень важным этапом, так как именно здесь определяются основные инструменты, исполнители и затраты проекта на обеспечение качества.
Для обеспечения качества используют инструменты управления и контроля качества, аудиты качества и анализ процессов. Этот этап состоит в непосредственном создании предпосылок для получения качественного продукта проекта. Контроль качества обеспечивают за счет семи основных инструментов качества, выборочного контроля, инспекций и обзора одобренных запросов на изменения.
Таким образом, методология управления качеством проекта обладает широким набором инструментов, взаимосвязанных между собой. Применение того или иного метода управления качества зависит от многих параметров, в частности масштаба проекта, срока его продолжительности, имеющихся трудовых ресурсов, затрат, которые руководитель проекта готов выделить на управление качеством.Глоссарий
Проект - это разнообразные виды деятельности, направленные на достижение конкретных целей, включающие в себя скоординированные действия, имеющие ограничения по ресурсам, времени и качеству.
Управление проектами - область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками.
Качество - целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Управление качеством — функция, обеспечивающая соответствие по показателю качества фактического проектного результата запланированному.
Всеобщий менеджмент качества (TQM) - подход к управлению организацией, сфокусированный на качестве.
Непрерывное улучшение качества - концепция последовательных шагов с целью повышения уровня качества продукта проекта или его процессов
Цикл Деминга (PDCA-цикл) - общая схема действий по непрерывному улучшению качества, включающая планирование, выполнение, проверку и введение норм.
Анализ последствий и причин отказов FMEA - метод анализа, применяемый в менеджменте качества для определения потенциальных дефектов (несоответствий) и причин их возникновения в изделии, процессе или услуге. Он применяется для выявления проблем до того, как они проявятся и окажут воздействие на потребителя.
Сетевой график - граф, который отражает события и работы проекта, связи между ними, состояния проекта.
Диаграмма Гантта - вид столбчатых гистограмм для отражения графика работ по проекту.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ