Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии | Пример курсовой работы

Анализ механизма рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии

Целью курсовой работы выступает анализ функционирования рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии.

В связи с этим возникает вопрос о том, какой должна быть оптимальная политика государства при регулировании деятельности естественных монополий. Очевидным является тот факт, что монополии невозможно не регулировать вообще, поскольку малый объем выпуска, устанавливаемый монополией, приведет к завышенной цене. В то же время маловероятной является ситуация, когда естественные монополии производят продукции с ценой, установленной на уровне предельных затрат, поскольку в данном случае производитель несет убытки. Решение проблемы достигается различными способами. Так, в США естественные монополии – это частные компании, деятельность которых регулируется специальными органами. В других, например, во Франции, естественные монополии управляются непосредственно государством.
Компромиссным решением является ориентация на равенство спроса (средней выручки) и средних затрат при установлении цены: P2 = LAC(Q2) = AR(Q2), в данном случае экономическая прибыль естественной монополии будет равна нулю. В данном случае необходимость в дотации исчезает, но, поскольку P2 >MC(Q2), объем выпуска продукции остается недостаточным (по сравнению с Q3). Данная политика носит название вторично-оптимальной, и ее наиболее известным примером является ценообразование по Рамсею для многопродуктовой естественной монополии.
Решением проблемы естественной монополии также может являться принятие государством на себя обязанности выпуска необходимой обществу продукции или услуг. В таком случае государственная компания имеет возможность получать субсидии из бюджета. Ярким примером может служить деятельность муниципальных транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки.
Однако необходимо учитывать, что субсидирование само по себе приводит к неэффективному производству, так как требующееся для этого налогообложение вносит искажения в систему конкурентных цен. Кроме того, чаще всего трудно выяснить, покрывает ли субсидия высокие постоянные затраты естественной монополии или также и неэффективность ее технологии и управления.
На рисунке 2 отражены ситуации, отражающие соотношение средних затрат естественных монополий с объемом спроса на рынке, от этих двух факторов зависит, станет ли предприятие естественной монополией или нет. В данном случае, определяется соотношение между минимальным уровнем эффективного масштаба производства (MES), а также масштабом спроса. Со временем научно-технический прогресс влияет кривую средних затрат, она смещается, а такие факторы, как изменение численности населения, режим осуществления внешней торговли, изменение транспортных могут привести к изменению положение кривой спроса на данный продукт или услугу. в результате действия этих факторов отрасль может перестать быть естественной монополией.
Таким образом, анализ понятия «естественная монополия» позволил выявить ее следующие характерные черты:
–  наиболее эффективное функционирование при отсутствии конкурентной борьбы на рынке;
– барьеры входа на рынок для других производителей, в первую очередь, обусловлены высокими издержками;
– низкая эластичность спроса в силу уникального характера производства.
Можно выделить два основных типа естественных монополий: природные монополии и технико-экономические монополии.
Существуют следующие виды естественных монополий:
1) по масштабу распространения: федеральные, региональные, муниципальные (местные);
2) по отраслевой, в которой функционирует предприятие-монополист: топливно-энергетические монополии, отрасли связи, транспортные монополии, монополии жилищно-коммунального комплекса;
3) по характеру регулирования со стороны государственных органов: регулируемые, нерегулируемые;
4) по форме собственности предприятия: государственные, частные или смешанные;
5) по характеру барьеров при вступлении в отрасль: открытые, закрытые;
6) по продолжительности сроков функционирования: постоянные и временные.
Деятельность естественных монополий без государственного регулирования приводит к неэффективному объему производства и завышенному уровню цен. В связи с этим государство осуществляет регулирование монополий. В одних странах естественные монополии – это частные компании, деятельность которых регулируется специальными органами. В других, естественные монополии управляются непосредственно государством.
Главные российские естественные монополии – ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» – находятся на уровне лучших мировых стандартов по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам. Эти хозяйственные структуры ещё не успели подвергнуться радикальному реформированию, а значит, при разумном к ним отношении они позволят занять российской экономике одно из ведущих мест в мире, вытянут её из сегодняшнего прорыва. Эти инфраструктурные отрасли до сих пор успешно функционируют в тяжелейших условиях. Значительную устойчивость придаёт им то, что они являются наиболее передовыми в техническом и организационном отношениях, мощными и вертикально-интегрированными производственно-техническими комплексами. Естественные монополии – это наше национальное достояние, которое во многом не имеет аналогов во всём мире.
Основные направления реформирования российских естественных монополий можно сформулировать следующим образом:
анализ существующей структуры, а именно выявление того, насколько структура естественных монополий эффективна с позиции минимизации затрат, и выделение в ней естественно-монопольного “ядра”;
определение нормативных ценовых альтернатив, которые ориентированы на получение желаемых результатов деятельности естественных монополий;
анализ допустимых вариантов стратегий реформирования естественных монополий и степень вмешательства государства в эти процессы.
Целью курсовой работы выступает анализ функционирования рынка несовершенной конкуренции на примере естественной монополии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!