анализ лицензирования банковских операций | Пример курсовой работы

анализ лицензирования банковских операций

Целью работы является анализ лицензирования банковских операций.

В целях обеспечения стабильности всей банковской системы России Центральным банком определены нормативы отчислений в централизованные фонды, страхования депозитов и страхования коммерческих банков от банкротств, а также девять нормативов ликвидности (доходности) банков и риска (предельного размера риска на одного заемщика).
Банковский аудит возник раньше других форм аудита в РФ. С учетом мировой практики еще в 1991 году была предусмотрена аудиторская деятельность в банковской системе России. Аудит был определен как независимый, нейтральный контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений.
Банковский аудит сложился в двух основных формах:
1. Внешний аудит.
2. Внутренний аудит.
Внешний банковский аудит осуществляется на договорной платной основе специализированными аудиторскими операциями, имеющими лицензию Центрального банка или физическими лицами – независимыми частными аудиторами с высшим экономическим или юридическим образованием, прошедшими аттестацию и также имеющими лицензию.
Внешний банковский аудит призван подтвердить достоверность банковской отчетности, соблюдение банком установленных законодательных и нормативных требований, проверить анализ финансово-хозяйственной деятельности банка.
Деятельность коммерческих банков подлежит ежегодной проверке аудиторскими организациями. Без аудиторских заключений годовые отчеты коммерческих банков не принимаются.
Известны три основных канала покрытия дефицита государственных финансов. К ним относятся: внутреннее финансирование; прямое внешнее финансирование – новые кредиты; косвенное внешнее финансирование, отсрочка платежей по внешней задолженности.
Для каждого из названных каналов в аппарате Центрального банка и национальных банков в регионах создаются советы по банковской аудиторской деятельности. В 1994 году 22 июля была утверждена Центральная аттестационно – лицензионная аудиторская комиссия ЦБ РФ.
При выполнении своей работы аудиторские фирмы имеют права и обязанности. В случае выявления злоупотреблений с их стороны, на них делаются представления в правоохранительные, финансовые органы и в ЦБ РФ.
Руководители аудиторских форм и аудиторы несут ответственность за подтверждение отчетности коммерческих банков.
Внутренний аудит банка используется в качестве текущего контроля за работой банка и для этой цели в нем создаются специальные службы. Контроль за финансовой деятельностью банка направлен на правильность ведения бухгалтерского учета, на внутрихозяйственный контроль за производством расходов банка по статьям, обнаружение допустимых нарушений, их анализ, правильность ведения счетов по расходам и доходам банка, законность выполнения отдельных операций.
ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” устанавливает перечень полномочий Банка России в рамках надзора по устранению нарушений законодательства РФ о банках и установленных экономических нормативов.
В случае неисполнения предписаний Центрального банка России, а также при выявлении нарушений нормативов, причинивших ущерб банкам, клиентам, непредставления отчетности или предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредиторов банка, при обнаружении других систематических нарушений ЦБ РФ представляет учредителям (участникам) банков необходимые требования:
– о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;
о реорганизации банка, кредитной организации.
Центральный банк РФ является главным банком Российской Федерации. Правовое положение ЦБ и его взаимоотношения с банками и другими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, ЦБ наделён широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой стороны, ЦБ – юридическое лицо, вступающее в определённые гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России с самого начального этапа – этапа создания коммерческих банков – предъявляет к ним определенные требования, которые служат целям государства и общества в целом. В случае соответствия кредитных организаций указанным требованиям они проходят регистрацию и лицензирование. При этом коммерческие банки обязаны соблюдать как общие правила, установленные для всех юридических лиц, – противопожарные, санитарные и др., так и специальные банковские.
Создание банков представляет собой длительный организационный процесс, в течение которого решается ряд важнейших вопросов, определяющих деятельность банков. Процесс регистрации коммерческих банков включает три основные стадии: подготовка документов, сама регистрация и пострегистрационные процедуры.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Итак, в процессе создания и осуществления деятельности банки вступают в различные административные правоотношения с государственными органами. При этом последние оказывают на них управляющее, властное воздействие. Это отношения, связанные с государственной регистраций и лицензированием банковской деятельности, с осуществлением государственного надзора за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России и иных государственных органов, с привлечением банков к административной ответственности. В данных административных правоотношениях с государственными органами банки выступают носителями пассивной административной правосубъектности.
Лицензирование является одной из главных и всегда актуальных тем не только в банковской, но и в любой иной деятельности.
Лицензирование банковской деятельности интерпретируется, как правило, как “система правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления, приостановления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского законодательства в общем и отдельным нормативам в частности”.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что лицензируемые Центральным банком РФ банковские операции (описанные в ч. 1 ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”) являются исключительной прерогативой кредитных организаций, прочие сделки последних (перечисленные в ч. 3 ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”), для осуществления большинства из которых лицензии не требуются, могут быть также проведены другими коммерческими организациями.
Целью работы является анализ лицензирования банковских операций.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!