анализ государственной политики в сфере труда и занятости | Пример курсовой работы

анализ государственной политики в сфере труда и занятости

Целью настоящей работы является анализ государственной политики в сфере труда и занятости.

Численность экономически неактивного населения может быть определена как разность между численностью всего населения и численностью рабочей силы. Основные причины экономической неактивности следующие: дневная форма обучения, выход на пенсию, в отставку; по состоянию здоровья; выполнение домашних обязанностей, уход за детьми и другими членами семьи; отчаяние найти работу после длительных поисков. Данные об экономически неактивном населении учитываются по полу, возрастным группам, уровню образования и другим признакам [18].
Мобильный резерв (МР) охватывает учащихся с отрывом от производства в возрасте 16 лет и старше и занятых в домашнем хозяйстве и уходом за детьми [18]. Обычно активное население включает всех лиц старше 16 лет, которые большее число недель или дней в течение продолжительного периода времени были занятыми или безработными [18]. Население, активное в данный момент, объединяет всех лиц, удовлетворяющих требованием для их отнесения к числу занятых или безработных. Занятость населения – это многоаспектная категория, отражающая характер, условия и степень вовлечения населения в процесс производства.
Для оценки интенсивности движения, а так же характеристики процесса воспроизводства трудовых ресурсов, рассчитываются относительные показатели – коэффициенты естественного, миграционного и общего пополнения, выбытия и прироста трудовых ресурсов. Более подробную характеристику использования трудовых ресурсов получают на основе балансового метода. Баланс трудовых ресурсов – это система показателей, отражающих наличие трудовых ресурсов по источникам формирования.
Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда определяются спецификой формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.
Статистическое исследование рынка труда является важной и неотъемлемой частью как экономической, так и социальной статистики, где изучаются вопросы, связанные с качественным и количественным составом трудовых ресурсов, экономической активностью населения, занятостью и безработицей. В условиях глобализации социально-экономических процессов проблема оценки состояния рынка труда становится общемировой и требует взаимной согласованности методологических подходов на различных уровнях.
Необходимо отметить, что существующие методики статистической оценки сводятся, в основном, к применению отдельных показателей занятости и безработицы, что не позволяет комплексно оценивать состояние регионального рынка труда. Выделяют методы прикладной статистики, которые могут применяться во всех областях научных исследований и любых отраслях народного хозяйства, и другие статистические методы, применимость которых ограничена той или иной сферой. Имеются в виду такие методы, как статистический приемочный контроль, статистическое регулирование технологических процессов, надежность и испытания, планирование экспериментов.
Статистические методы анализа данных применяются практически во всех областях деятельности человека. Их используют всегда, когда необходимо получить и обосновать какие-либо суждения о группе (объектов или субъектов) с некоторой внутренней неоднородностью.
В научной литературе предлагаются различные методики оценки состояния рынка труда, однако, они представляют собой одностороннюю оценку отдельной категории: занятости, безработицы, спроса на труд, напряженности на рынке труда, эффективности государственной политики на рынке труда, механизмы формирования рынка труда, эффект активных программ на рынке труда [7]. Методический подход, используемый Федеральной службой по труду и занятости населения в Российской Федерации для определения степени напряженности на региональных рынках труда, не позволяет выделить единый механизм статистической оценки показателей [9].
Таким образом, полноценный анализ локального рынка труда, особенно моноспециализированного города, неосуществим без анализа возможных перспектив его развития. В качестве основных методов прогнозирования ситуации на локальном рынке труда можно рассматривать: метод экстраполяции тренда (продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом); метод анализа причинных связей и их моделирования (создание экономико-математических моделей); экспертные методы, основанные на обработке мнений, оценок специально подобранных экспертов.
В настоящее время не существует интегральной оценки, которая бы объединяла в себе наиболее значимые индикаторы оценки состояния рынка труда для быстрого реагирования органов региональных и муниципальных властей на изменяющиеся тенденции в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и как следствие, разработки эффективных программ и стратегий развития региона, направленных на развитие трудового потенциала и экономической активности населения. Внедрение единой интегральной оценки состояния рынка труда позволит органам государственной власти определять приоритетные направления социально- экономического развития региона при разработке концепций и программ, определения путей устойчивого развития рынка труда, выявлять его сильные и слабые стороны, что, несомненно, приведет к устойчивому повышению благосостояния российских граждан, национальной безопасности и динамического развития экономики как страны в целом, так и ее субъектов.

При проведении исследования была достигнута главная его цель – проанализирована государственная политика в сфере труда и занятости в Республике Марий Эл.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
рассмотрены теоретико-правовые основы государственной политики в сфере труда и занятости;
приведена организационная характеристика Департамента труда и занятости;
исследовано состояние рынка труда Республики Марий Эл;
проанализирована реализация государственной политики в сфере труда и занятости в Республике Марий Эл;
предложены направления совершенствования государственной политики в сфере труда и занятости.
Подводя итог сказанному, хочется отметить, что преодоление негативных тенденций на рынке труда связано не только с ростом объемов производства, но и с проведением глубоких преобразований в экономике, более эффективным использованием рабочей силы. Следовательно, необходимо уже в ближайшем будущем быть готовым реагировать на нарастание мобильности рабочей силы, изменение потребностей предприятий по количеству и качеству работников, поиску дополнительных средств для переподготовки и повышения квалификации работников.
За анализируемый период, работа органов службы занятости Республики Марий Эл осуществлялась при совместной деятельности всех социальных партнеров под руководством Правительства Республики Марий Эл по выполнению мероприятий программ в сфере занятости населения и способствовала снижению напряженности на республиканском рынке труда, хотя отдельные показатели, характеризующие безработицу в 2016 году, несколько увеличились под действием кризисных явлений, однако не превысили целевых значений.
Целью настоящей работы является анализ государственной политики в сфере труда и занятости.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!