Анализ бюджетного мониторинга и казначейского сопровождения ГК

Понятие «мониторинг» (от англ. monitoring в переводе — отслеживание, на базе латинского корня — monitor — напоминающий, предостерегающий) стало общепризнанным как в науке, так и в других областях общественной практики. Мониторинг понимается как процесс систематического наблюдения за объектом, контролем, анализом, оценкой и прогнозированием его состояния.
Современный этап развития российского финансового законодательства характеризуется рассредоточением норм о финансовом контроле в многочисленных законодательных актах, регулирующих различные его виды. И, несмотря на отсутствие законодательной дефиниции мониторинга как метода финансового контроля, именно в таком значении в последние годы происходит его внедрение в финансовое законодательство. На рисунке представлены основные виды мониторинга, применяемые в Российской Федерации.

Рисунок 2 – Ключевые виды мониторинга, применяемые в Российской Федерации

Проведенный анализ, позволяет заключить, что мониторинг является новой формой финансового контроля, внедрение которой в российское законодательство только начинается. Преимуществом мониторинга, в сравнении с уже «традиционными» ревизиями и проверками, является его постоянный длящийся характер, который позволяет достигнуть наиболее полного охвата объектов контроля во времени и, соответственно, наилучшего результата.
Законодательно закреплены бюджетные полномочия по анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и совершенствованию бюджетного законодательства РФ.
Бюджетный мониторинг является разновидностью государственного финансового контроля, осуществляемого в бюджетном процессе и направлен на обеспечение законности, достоверности, экономической эффективности функционирования участников бюджетного процесса. По своей сути бюджетный контроль является системой мероприятий государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на обеспечение законности действий участников бюджетного процесса в ходе составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, исполнения бюджетов и отчетности об их выполнении с использованием специфических форм и методов их организации.
Учитывая, что одной из наиболее важных задач бюджетного мониторинга является построение контроля за использованием бюджетных средств, обеспечением их результативности, максимального использования преимуществ межведомственной интеграции в цифровом формате, работа Федерального казначейства направлена на это. Те нововведения, которые были внедрены в последние годы базируются на истории прошлых лет.
В рамках административной реформы была ликвидирована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Ее полномочия по внутреннему государственному последующему контролю были переданы Федеральному казначейству, в обязанности которого на тот момент уже входил предварительный контроль. Таким образом, в казначействе были созданы условия для того, чтобы осуществлять внутренний государственный финансовый контроль на принципиально новом уровне.
В новой  парадигме государственный финансовый контроль рассматривается как инструмент управления. И в этом случае его задачей становится не только установить и наказать, но и предупредить, а самое главное — обеспечить достижение запланированных результатов бюджетного процесса.
В 2016 году впервые законодательно была закреплена технология, которую Федеральное казначейство совместно с Минфином России разработало и начало применять еще в 2015 году, контролируя строительство космодрома «Восточный», — так называемое казначейское сопровождение. Суть этой технологии состоит в том, что в периметр казначейского обслуживания через условия государственного контракта заводятся все исполнители и соисполнители по этому контракту, которым в казначействе открываются отдельные счета. Также важным элементом рассматриваемой технологии является право казначейских органов осуществлять контроль за операциями исполнителей и соисполнителей контрактов на казначейских счетах. Таким образом, применение этого инструмента создало условия для государственного заказчика и исполнителя, которые не дают возможности допустить нарушения бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.
Первоначально предполагалось, что технология будет использоваться точечно, в отношении особо важных объектов. Однако, получил положительный эффект от ее применения, нововведение в законодательной базе позволило распространить казначейское сопровождение на все государственные контракты стоимостью свыше 100 миллионов рублей, если их условиями предусмотрены авансовые платежи, и на все закупки, которые подразумевают аванс свыше 30% цены контракта вне зависимости от их стоимости.
Однако проведенный в конце 2016 года анализ результатов казначейского сопровождения показал, что оно, не позволяет охватить весь процесс движения бюджетных средства в процессе их использования, потому что механизм включается только на том этапе, когда государственный контракт уже заключен, цена назначена, исполнитель определен. В результате возникла идея развития казначейского сопровождения и создания более сложного и многоуровневого механизма — бюджетного мониторинга, который благодаря использованию современных информационных технологий может стать дополнительным инструментом, обеспечивающим достижение результатов использования бюджетных средств. На рисунке 3 представлено условие, которое, по мнению законодателей, необходимо для того, чтобы бюджетный мониторинг стал максимально эффективным, — информационное межведомственное взаимодействие.
В первую очередь, участникам межведомственного взаимодействия важна информация о  клиенте: платит ли он налоги или является должником, замешан ли в каких-либо сомнительных финансовых операциях и т. д. Во вторую очередь, необходимо знать все о движении денежных средств по всей цепочке исполнителей и соисполнителей. Такая информация содержится в информационных системах Федерального казначейства, Федеральной налоговой службы, Службы финансового мониторинга и других источников. Задача — научиться ею обмениваться и пользоваться.
Рисунок 3 — Информационная среда межведомственного взаимодействия

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ