Акциз: сущность, назначение, характеристика основных элементов

Цели и задачи

Цель работы – раскрыть сущность и особенности исчисления акцизов.

Введение и актуальность


По аналогии с Гражданским кодексом, Налоговый кодекс также устанавливает, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации при выполнении обязанностей, возложенных на их по Налоговому кодексу, не имеют права ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Как следует из вышесказанного, поскольку наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения для осуществления налоговых пошлин, это положение Налогового кодекса расширяет круг лиц, которые могут быть отнесены к индивидуальным предпринимателям для целей налогообложения;
- зарегистрироваться в налоговой инспекции;
- получить лицензию, если лицензируется выбранный вид деятельности. Например, деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая производство, хранение и поставку производимого этилового спирта (включая денатурированный алкоголь), алкогольные и спиртосодержащие продукты питания и непродовольственные товары.
Как уже упоминалось выше, организации и сами индивидуальные предприниматели не являются плательщиками акциза до тех пор, пока они не осуществят соответствующие операции. Поэтому в пункте 2 ст. 179 Налогового кодекса указывается, что организации и другие лица, указанные в настоящей статье, признаются налоговыми плательщиками акциза, если они осуществляют операции, подлежащие обложению акцизом в соответствии с гл. 22 Налогового кодекса.
Таким образом, отличительным критерием для определения статуса налогоплательщика акциза является то, что физические лица не рассматривают акцизных налогоплательщиков до момента осуществления операций, подлежащих налогообложению акцизов.
Анализ установленного ст. 182 Налогового кодекса перечня операций, подлежащих акцизному налогообложению (объектам налогообложения), позволяет сделать вывод о том, что все налогоплательщики акцизов в зависимости от операций, которые они совершают, с учетом акцизного налогообложения, могут быть разделены на три категории [16, п. 119]:
Первая категория - лица, производящие указанные операции с подакцизными товарами, производимыми ими.
Таким образом, в соответствии с положениями пунктов. 1, 7, 8, 9, 10, 11, 12 с. 1, ст. 182 Налогового кодекса, налогоплательщики акцизов признаются лицами, осуществляющими операции по продаже или передаче производимых ими акцизных товаров (в том числе из сырья).
Таким образом, во всех случаях таких операций решающим является создание акцизного налогоплательщика, который не регулируется нормами указанных подпунктов ст. 182 НК РФ не является направлением (уступкой) конкретной продажи (передачи), но является ли лицо, осуществляющее эту продажу (передачу) подакцизных товаров, производителем.
Соответственно, лица, продающие (или передающие) подакцизные товары, которые они не произвели, плательщики акцизного налога при операциях их продажи или передачи (за исключением случаев, указанных ниже) не признаются;
Вторая категория - это лица, которые выполняют акцизные операции с подакцизными товарами, которые они не производят, а именно:
продажа конфискованных и (или) бесприбыльных подакцизных товаров, подакцизных товаров, отказываемых в пользу государства и подлежащих государственной или муниципальной собственности, переданных им на основании решений или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных государственных органов; подакцизных товаров на таможенной территории Российской Федерации;
Третья категория - это лица, приобретающие (получающие) конкретные подакцизные товары и имеющие в то же время соответствующие сертификаты для их обработки в конкретные недействительные товары.
Таким образом, акцизные налогоплательщики:
- организации, имеющие сертификат на производство неалкогольных продуктов, для производства которых используется денатурированный этиловый спирт; - для приобретения права собственности на указанный алкоголь;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством нефтехимической продукции, в которой прямолинейный бензин используется в качестве сырья и имеет сертификат на переработку прямогонного бензина, - на операции по приобретению собственности на указанный бензин.
Как следует из вышесказанного, определяющим моментом процедуры акцизного налогообложения операций по получению прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта является тот факт, что назначение лиц, приобретающих эти товары для акцизных налогоплательщиков, зависит от наличия у них соответствующего сертификата ,
Если лицо приобретает прямоточный бензин или денатурированный этиловый спирт без соответствующего сертификата, то в соответствии с нормами гл. 22 «Акциз» Налогового кодекса не признается налоговым плательщиком акцизов по этим операциям.
Соответственно, лицо, осуществляющее получение (приобретение) названных товаров в период приостановления действия свидетельства, считается лицом, не имеющим свидетельства и, следовательно, не является налогоплательщиком акцизов на товары, полученные в указанный период.
Еще раз обратим внимание на то, что даже присутствие лиц вышеупомянутых сертификатов еще не определяет их как плательщиков акцизов, поскольку в соответствии с положениями пункта 2 ст. 179 Налогового кодекса, обязанность налогоплательщика для таких лиц возникает только тогда, когда они осуществляют соответствующие операции, признанные (в соответствии с пунктами 20 и 21 статьи 1 статьи 182 НК) объектами акцизного налогообложения.
Если эти лица не проводили такие операции в течение периода, когда у них есть доказательства, то они не могут рассматриваться как акцизные налогоплательщики.
Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых систем для организаций и индивидуальных предпринимателей [15, c. 177]:
- общий режим налогообложения;
- система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), предназначенная для сельскохозяйственных производителей и используемая вместе с общим налоговым режимом в порядке, предусмотренном гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса;
- упрощенная система налогообложения (УСН), в которой ряд налогов заменяется уплатой единого налога, рассчитанного на основании результатов хозяйственной деятельности за налоговый период. Использование УСН регулируется ст. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса;
- налоговая система в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД), который основан на оплате ЕНВД, замене налога на доходы физических лиц, ЕСН и других налогов и который регулируется ст. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» Налогового кодекса.

Заключение и вывод

Таким образом, как и другие налоги, акцизы являются мощным рычагом для регулирования экономики, с которыми следует обращаться с большой осторожностью и умением, предсказывая последствия изменений, если это возможно. Итак, все понимают, что привело в середине 90-х. увеличение акциза на алкогольную продукцию. Акцизный налог был увеличен, по-видимому, очень незначительно, всего на 5%: с 85 до 90%. Однако последствия оказались очень серьезными, как финансовыми, так и общеэкономическими и социальными. Увеличение акцизов привело к мгновенному росту цен на отечественную алкогольную продукцию. Кроме того, спрос на нее упал, первые магазины, а затем предприятия стали перегружаться, производство прекратилось у большинства из них. Борцы с алкоголизмом, сохранившиеся из кампаний 80-х годов, могли быть счастливы, но полученная «ниша» была немедленно заполнена. Коммерческие киоски крупных городов выливали поток дешевых, но некачественных алкогольных напитков из-за рубежа, которые заполняли рынок. В результате увеличения акцизов - произошло заметное снижение налоговых поступлений вместо ожидаемого сокращения. Снижение прибыли на заводах по производству алкогольных напитков оказало влияние; их финансовое положение ухудшилось. Потребители получали низкосортные продукты. Деньги начали выезжать за границу для его покупки. Надо сказать, что правительство очень быстро ориентировалось на ситуацию, сократив акцизный налог до прежнего уровня.
Акцизы являются одним из немногих рычагов влияния государства на экономические процессы, происходящие в обществе. Совершенствование налогообложения в области акцизов является одним из важнейших условий для улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.
Акциз является шестым по величине налогом в налоговой системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указанный налог в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров и видов минерального сырья, называемых «подакцизными». При достаточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существенную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта.
Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу выступает как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов; Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».
Несмотря на то, что таможенное регулирование отстает от принципов механизма координации ВЭД в целом, оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера таможенных пошлин и налогов.
В настоящее время таможенная пошлина не только выполняет функцию регулятора внешнеэкономической деятельности, но и играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Ее удельный вес в доходах консолидированного бюджета по отчету за 2017 составил 14%, опередив такие налоги, как налог на доходы физических лиц и акцизы. В доходах же федерального бюджета, в который она полностью поступает, таможенная пошлина составляет около 24% налоговых доходов.
Таможенная пошлина имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность. При этом отдельные процедуры взимания и контроля за таможенными пошлинами регламентируются также и Налоговым кодексом.
Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики страны.
Таким образом, поставленные цели при выполнении работы достигнуты, задачи выполнены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ