Административное судопроизводство в гражданском процессе | Пример курсовой работы

Административное судопроизводство в гражданском процессе

Целью данной работы является анализ публичных правоотношений регулируемых в рамках гражданского производства.

В этой связи следует отметить, что гражданский процесс — не простая совокупность процессуальных отношений, а их система, отражающая многообразие причинностей и связей данных отношений. Эти отношения не существуют все одновременно с начала процесса. Они возникают одно за другим, последовательно сменяя друг друга. И эта последовательность заранее предопределена нормами гражданского процессуального права.

Глава 2. Административное судопроизводство в гражданском процессе
2.1.Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений

При разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную между этими властями все же существует определенная связь и взаимный контроль.
Судебный контроль возможен, в частности, за законностью нормативных правовых актов, за законностью действий должностных лиц, применяющих нормы права по отношению к гражданам, за соблюдением избирательных прав субъектов избирательного процесса при проведении выборов, референдумов.
Судебный порядок рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений, в научных источниках называют «административной юстицией».
Проблема существования в российском гражданском процессе «административной юстиции» как вида судопроизводства наряду с исковым всегда была дискуссионной темой.
Одни ученые полагали, что нет оснований для отграничения этого вида судопроизводства в отдельное от искового, другие — наоборот, доказывали и доказывают, что его необходимо сохранить как специфический вид производства, но в пределах единого гражданского процесса.
Потребность отдельного от искового правового регламента по делам, возникающим из публичных правоотношений, объяснялась традиционно несколькими обстоятельствами:
1) неравноправным положением участников (сторон) в регулятивных (конституционных, административных) и иных публичных правоотношений, поскольку в них выступают, с одной стороны, орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой — гражданин, организация, не имеющие таких полномочий;
2) специфической функцией суда при рассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора о праве, как в исковых делах, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов государства и организаций по отношению к гражданам, а в отдельных случаях — и к другим субъектам права. Исковое производство ориентировано на форму рассмотрения и разрешения споров прежде всего имущественного характера равных субъектов в регулятивных правоотношениях.
Указанными двумя причинами определяется и способ возбуждения дел данной категории — оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства, а именно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований; исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску; усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.
Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает специфику процессуального регулирования порядка рассмотрения и разрешения дел указанного вида судопроизводства: эти дела рассматриваются на основе применения норм искового производства, но с учетом действия специальных норм. Общие правила искового производства — принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказаться от продолжения процесса и прекратить производство по делу — применяются при рассмотрении дел, вытекающих из публичных правоотношений.
Суды в порядке административного судопроизводства (гл. 23-26.2 ГПК РФ утратили силу с 15 сентября 2015 года. – Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений (жалобы на действия избирательных комиссий, на действия налоговых органов, жалобы на отказ в регистрации недвижимости и т.д.).
Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается:
публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования;
участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа общественного объединения), т.е. неравноправное положение участников (сторон).
Указанными двумя причинами определяется и способ возбуждения дел данной категории — оспаривание путем подачи заявления, а не предъявление иска.
Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):
они не должны содержать явный спор о праве;
неприменимы некоторые категории искового производства (см. ниже);
повышенная активность суда и прокурора в процессе;
не применяются правила о заочном производстве;
суд не связан доводами и основаниями заявленных требований;
суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение, или совершили действие (допустили бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства, а именно:
мировое соглашение;
увеличение или уменьшение требований;
исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску;
усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.
Таким образом, ранее в гражданском процессе выделялся самостоятельный вид судопроизводства – производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
Начиная с 15 сентября 2015г гл. 23-26.2 ГПК РФ утратили силу, им на замену пришел новый кодекс – Кодекс административного судопроизводства.
Названием этого вида судопроизводства в законе подчеркивается публичный характер правоотношений, являющихся объектом судебного исследования и участие в гражданском деле носителя властных полномочий (должностного лица, государственного служащего, органа государственной власти и местного самоуправления, органа общественного объединения), т.е. неравноправное положение участников (сторон).
Особенности порядка рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений (по сравнению с исковым порядком):
они не должны содержать явный спор о праве;
неприменимы некоторые категории искового производства (см. ниже);
повышенная активность суда и прокурора в процессе;
не применяются правила о заочном производстве;
суд не связан доводами и основаниями заявленных требований;
суд может истребовать доказательства по своей инициативе, а обязанность по доказыванию возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или лиц, которые приняли оспариваемое решение, или совершили действие (допустили бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иных публичных правоотношениях неприменимы некоторые категории искового производства, а именно:
мировое соглашение;
увеличение или уменьшение требований;
исключается возможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы, аналогичной встречному иску;
усилена активность суда в собирании доказательств и его инициатива.
Выделение административного производства в отдельный кодекс связано со сложностью и многочисленностью дел возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Целью данной работы является анализ публичных правоотношений регулируемых в рамках гражданского производства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!