Административно-правовая защита прав интеллектуальной собственности | Пример курсовой работы

Административно-правовая защита прав интеллектуальной собственности

Цель работы: Рассмотреть особенности механизма административно – правовой защиты прав интеллектуальной собственности.

Как и раньше, в текущий момент во всех регионах нашей страны широкое распространение имеют деяния (преступления и проступки), связанные с незаконным производством и распространением контрафактной аудио- и видеопродукции, алкоголя, лекарственных препаратов, парфюмерии, трикотажных изделий, незаконным использованием товарных знаков и пр.
Поэтому справедливо утверждение И. Близнеца и К. Леонтьева о том, что вся «сфера интеллектуальной собственности требует весьма действенного контроля со стороны государства и наличия очень жестких санкций».
«Органам власти постоянно приходится предпринимать определенные усилия для поддержания хрупкого баланса между правами создателей и интересами пользователей, с тем чтобы эта система приносила выгоду всему обществу в целом», – также полагает Э.Ф. Саляхов.
«Право должно не только соответствовать общему экономическому положению, не только быть его выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий», – подчеркивал Ф. Энгельс в письме, направленном К. Шмидту.
Полагаем, что на текущем этапе социального развития полноценную охрану интеллектуальной собственности, авторских и смежных прав невозможно представить без жесткого административного преследования виновных лиц и применения к ним методов властно-правового воздействия, сформулированные в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, а в необходимых случаях и уголовным законом.
Таким образом, несмотря на то, что, как указывалось выше, вопросы защиты интеллектуальной собственности в основном регулируются нормами отечественного гражданского законодательства, введение мер административной ответственности диктуется несколькими моментами. Остановимся на них:
1) в сфере защиты интеллектуальной собственности, как ни в какой другой, достаточно отчетливо присутствуют публично-правовые интересы. Например, утрата авторства на определенное изобретение может повлечь за собой значительные негативные последствия, затрагивающие интересы не только отдельного физического лица (гражданина) или юридического лица (организации), но и всего российского общества и государства;
2) помимо того, современный период характеризуется непосредственной связью с существенно возросшим воздействием результатов интеллектуальной деятельности на различные области современной общественной жизни: духовную и культурную; образовательную и научную; политическую и экономическую; военную и хозяйственную. Кроме того, анализируемые феномены – это чрезвычайно важный фактор интеграции российского государства в разнообразные международные процессы;
3) в свою очередь, административная ответственность имеет свои специфические особенности как по форме, так и по содержанию. В частности, в целях более оперативного властного реагирования на факт правонарушения административное законодательство устанавливает упрощенный, по сравнению с уголовным, порядок разбирательства и наложения административных взысканий. Однако при этом гарантируется соблюдение законных прав и интересов всех заинтересованных сторон;
4) административная ответственность «представляет собой применение к физическим и юридическим лицам, совершившим соответствующие правонарушения, административно-правовых санкций личного, финансового, имущественного или организационного характера. Санкция закона выражает публичную негативную оценку противоправного поведения этих лиц и в первую очередь направлена на превенцию совершения ими новых противоправных деяний».
Вместе с тем, «кара не самоцель назначения административного наказания. Оно необходимо и для того, чтобы воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков как самим правонарушителем, так и другими лицами», – отмечает Б.В. Россинский.
На современном этапе социального развития российского общества и государства невозможно обеспечение качественной и эффективной защиты интеллектуальной собственности без жесткого и эффективного административно-правового воздействия.
В связи с тем, что в настоящее время Российская Федерация по многим направлениям международной политики является правопреемником бывшего государственного образования, то содержание вышепоименованного акта не только сохранило свою юридическую силу, но и получило дальнейшее развитие.
Прежде всего в п. 1 ст. 44 Конституции РФ прямо подчеркивается, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Необходимо отметить, что в данном случае данная дефиниция используется в Основном законе нашей страны в виде синтезированного обозначения охраняемых прав человека и гражданина на результаты индивидуальной и коллективной многогранной творческой деятельности.
Таким образом, в заключение работы можно сделать следующие выводы:
Интеллектуальная собственность – это совокупность литературной, художественной и промышленной собственности. Следовательно, российское законодательство об интеллектуальной собственности – это законодательство Российской Федерации об авторском праве, смежных правах, промышленной собственности и средствах индивидуализации.
Выводы:
– КоАП РФ достаточно объемный нормативно-правовой акт, при его подготовке законодатель не мог предусмотреть все возможные практические трудности. Последовательное обобщение опыта применения административного законодательства способствует выявлению коллизий и расхождений, требующих теоретического переосмысления, дополнения и редакционного уточнения;
– термин «интеллектуальная собственность» является спорным и неоднозначным. Вместе с тем, несмотря на несовершенство отдельных юридических конструкций в отечественном законодательстве, а также наличия противоположных мнений в различных научных изысканиях, защита интеллектуальной собственности выступает одним из настоятельных требований жизни и деятельности современного российского общества и государства;
– поэтому в настоящее момент определения, изложенные во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности, служат основным ориентиром для последующей творческой разработки тех или иных аспектов, раскрывающих ее понятие, признаки и другие качественные элементы;
– административное правонарушение (проступок) в сфере интеллектуальной собственности есть противоправное, социально-вредное, виновное деяние физических, должностных и юридических лиц, ответственность за которое установлена нормами федерального законодательства;
– санкции п. 2 ст. 7.12 и п. 2 ст. 14.10 КоАП РФ нуждаются в известной корректировке, связанной с усилением административного воздействия на виновных субъектов.
Нормы должны быть дополнены четкими и непосредственными указаниями в вышепоименованных статьях на применение таких мер воздействия, как приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток или его ликвидация по решению суда; дисквалификация должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет, что предусмотрено положениями российского административного законодательства.
Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления требования: о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
Так, согласно ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству влекут наложение административного штрафа до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Помимо изложенного сопряжённые с нарушением прав на использование объектов интеллектуальной собственности нарушение законодательства об экспортном контроле, осуществлении недобросовестной конкуренции, неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок, нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования образуют специальные составы административных правонарушений предусмотренных статьями 14.10, 14.20, 14.33, 14.50, 15.25 КоАП РФ, ответственность за отдельные из них достигает 100 000 рублей, а также предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения и дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет.
В целях дальнейшего совершенствования мер административной ответственности в части усиления их профилактического и предупредительного потенциала (не только в отношении нарушителей статьи 7.12 КоАП РФ, но и статьи 146 Уголовного кодекса РФ) необходимо совершенствование не только правоприменительной практики органов полиции, таможенных органов, судебных органов, но и законотворческой практики за счет учета характерных ошибок, допускаемых правоприменительными органами при квалификации объективной стороны административных правонарушений в сфере авторских прав, а также причин и условий, способствующих их совершению.
Именно такой комплексный подход позволил бы более системно и продуманно проводить политику правового регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности.
Цель работы: Рассмотреть особенности механизма административно – правовой защиты прав интеллектуальной собственности.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!