Адаптация детей средней группы к детскому саду

Цели и задачи

Цель исследования – на основании результатов исследования динамики физиологического состояния детей и особенностей протекания адаптационного синдрома дошкольников, разработать методические рекомендации сопровождения адаптации детей младшего и среднего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Введение и актуальность


В дошкольном возрасте активно развивается дыхательная система ребенка. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого, развивается дыхательная мускулатура и ткань легких. Но размеры дыхательных путей ребенка дошкольного возраста все еще отличаются от таковых у взрослых: они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органон дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается. Жизненная емкость легких у девочек к 4-5 годам достигает 900 см3 и 1200 см3 у мальчиков, и зависит от таких факторов, как длина тела, тип дыхания и др. В данном возрасте продолжают формироваться резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем [Ахмина Н.И. Антенатальное формирование здоровья детей /Н.И. Ахмина. – М .: МЕДпресс-информ, 2005. – 208 с.].
Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительные изменения, она становится более работоспособной и выносливой. К 3 годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденное размеры сердца увеличиваются в 2 раза, к 5 годам, в 2,5-3 раза. Растет его масса, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Форма сердца и его расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Начинает формироваться сердечная деятельность. В 5 лет возрастает устойчивость и ритмичность пульсации [Ахмина Н.И. Антенатальное формирование здоровья детей /Н.И. Ахмина. – М .: МЕДпресс-информ, 2005. – 208 с.].
Таким образом, было установлено, что дошкольном детстве, а именно в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) начинается интенсивное формирование и созревание организма, которое продолжается в среднем дошкольном возрасте (4-5 лет). При чем, темы психофизического развития к 5 годам возрастают. Организм дошкольников способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье, так и на благоприятные факторы.
Следует помнить, что адаптационные возможности организма в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослого. Указанные особенности психофизиологического развития дошкольника важно учитывать при планировании любых изменений, происходящих в их жизни, к котором, безусловно, относится и поступление в дошкольное образовательное учреждение.

Заключение и вывод

В ходе проведенного исследования было установлено, что дошкольный возраст является одним из наиболее важных с точки зрения, как психического, так и физиологического становления личности ребенка.
Изучив психофизиологические особенности младшего и среднего дошкольного возраста, был получен вывод, что в младшем возрасте происходит активное развитие речи, мышления, памяти, а также возникают важнейшие новообразования, такие как самооценка. В структуре анатомо-физиологического развития больших изменение претерпевают опорно-двигательная, центральная нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая и другие системы организмы ребенка. В среднем дошкольном возрасте все психические и физиологические характеристики продолжают совершенствоваться.
Кроме того, было установлено, что адаптационные возможности организма в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослого. В рамках рассмотрения понятия «адаптация» было установлено, что ведущими критериями адаптации ребёнка к ДОУ выступают психоэмоциональные критерии (эмоциональный фон, поведение) и физиологические критерии (здоровье, сон, аппетит), согласно особенностям проявления отклонений возрастной нормы по данным критериям можно определить степень адаптации ребенка к условиям ДОУ.
В ходе практического исследования, включающего анализ антропометрические данных и состояний здоровья детей, на этапе поступления в детский сад (сентябрь 2016 г.) и спустя один год (сентябрь 2017 г.) показывает, что за время первого года посещения ДОУ у дошкольников снизились показатели здоровья. Были установлены меньшие отклонения от нормы в сторону избытка роста и масса, и значительные увеличения показателей по дефициту роста и массы, в большей мере у мальчиков. Кроме того, было определено, что выросло количество дошкольников, относящихся к 3 группе здоровья, количество абсолютно здоровых детей уменьшилось
Исследование физиологического состояния детей младшего дошкольного возраста показали значительную динамику: за время посещения ДОУ были отмечены изменения физиологического состояние детей, по таким критериям как: сон (нарушения сне, плохое засыпание, трудное пробуждение), аппетит (повышение/снижение аппетита) и здоровье (увеличение случаев заболеваний). При этом, максимальные нарушения физиологических критериев приходятся на первые 3 месяца поступления дошкольников в ДОУ, а также на этапе первых 3-ех месяцев второго года посещения ДОУ.
Таким образом, можно предположить, что для дошкольников характерно повторное проживания состояния адаптации, которое будет связано с временным прекращением посещения ДОУ (в виду болезни или каникул), что будет проявляться в физиологическом состояние детей: нарушение сна и аппетита, повышения заболеваемости.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ