«Адаптация детей к условиям центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как социально-педагогичес | Пример курсовой работы

«Адаптация детей к условиям центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как социально-педагогичес

Цель исследования: теоретически исследовать и описать особенности адаптации детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как социально-педагогическая задачу.

Социальная адаптация (краткий психологический словарь) – это постоянный процесс активного приспособления индивидуума к условиям социальной среды, а также результат этого процесса [14]. Социально–психологическим содержанием социальной адаптации является сближение целей и ценностных ориентации группы и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиции, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. В данном случае активен человек, входящий в определенную социальную группу. При этом выделяется два типа вхождения в социум в зависимости от структуры потребностей и мотивов (Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева):
1. Тип активной адаптации, для которого характерно преобладание воздействия на социальную среду.
2. Тип пассивной адаптации, который определяется конформным принятием целей группы [17].
Социальная среда либо изменяется под влиянием человека, либо принимается им в процессе адаптации.
Социальная адаптация воспитанника детского дома – это сложный многоэтапный динамичный процесс, направленный на приспособление воспитанника к новым для него условиям социальной среды детского дома его постинтернатную интеграцию и общественную жизнь. Процесс социальной адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется на трех структурных уровнях.
В качестве одной из наиболее полных классификаций следует привести классификацию А.В.Мудрика, который выделил четыре группы факторов социализации:
1) микрофакторы социализации (семья и домашний очаг; соседство и микросоциум; группы сверстников; воспитательные организации; религиозные организации; общественные, государственные и частные организации;
2) мезофакторы социализации (тип поселения: город, поселок; СМИ; субкультура; региональные условия);
3) макрофакторы (страна, этнокультурные цели; общественная структура, государственное устройство);
4) мегафакторы социализации (космос, планета, мир) [18].
Для ребенка, который воспитывается вне семьи, микрофакторы социализации имеют другую иерархию, чем для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми агентами социализации для него выступают коллектив сверстников и воспитательные учреждения (детские дома, школы-интернаты и т.п.). Отсутствие нормальных для обычного ребенка контактов (семья, соседи и др.) провидит к тому, что социальная роль ребенка-сироты формируется на основе противоречивой информации, полученной ребенком из разных источников. Чаще всего в качестве подобных источников выступают СМИ и мнения сверстников. В результате этого неадекватного воздействия у ребенка, оставшегося без попечения родителей, формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты, вырабатывается иждивенческая позиция.
Утков П. Ю. описывает адаптацию в интернате как процесс и результат усвоения опыта общения и совместной деятельности. Он же пописывает алгоритм социально-психологической адаптации к условиям интерната. Целью адаптации является подготовка ребенка к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей. Условия адаптации:
– учет индивидуально-психологических особенностей;
– организация общения детей в совместной деятельности;
– учет факторов риска, усложняющих адаптацию;
– формирование самоконтроля.
Механизм адаптации:
– мониторинг педагог-воспитанник, педагог-родитель;
– применение психолого-педагогических технологий [28].
Трудности адаптации могут иметь целый комплекс причин, чаще всего причиной затруднений является несоответствие требований к ребенку со стороны социума и готовность ребенка соответствовать им. В условиях детского дома все трудности, с которыми сталкивается ребенок в процессе социальной адаптации удваиваются. Это происходить в связи с тем, что организация жизни в детском доме формирует у ребенка только одну позицию – позицию сироты. Именно эта роль мешает и затрудняет проявление у воспитанников каких-либо потенциальных возможностей. В кaчестве oбъектa сирoтa выступaет кaк пaссивнaя стoрoнa, н aкoтoрую нaпрaвленo вoздействие сoциaльных институтoв и групп, фoрмирующих егo кaк личнoсть.
У М.А. Ждановой и И.Г. Пчелинцевой описаны возможные причины дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей:
– медицинские: патологические отклонения в развитии, проблемы со здоровьем;
– социальные: материнская и семейная депривация, неприятие детей-сирот в среде сверстников;
– психологические: психическая депривация (общее недоразвитие), эмоциональная и коммуникативная депривация;
– педагогические: социально-педагогическая запущенность, девиантное поведение [23].
Время пребывания ребенка в интернатном учреждении можно разбить на отдельные этапы в зависимости от целей, соотношения средств, антисредств и техник социальной адаптации.
1) первый этап «Формирование чувства безопасности» (стадия «социального шока»). Определение детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждении общественного воспитания является серьезным психотравмирующим фактором.
Результаты первого этапа работы:

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы.
В современном Российском обществе намечается тенденция к росту числа детей-сирот. Наряду с данным фактом особо остро встает вопрос адаптации детей к условиям интерната и самостоятельной взрослой жизни.
Именно поэтому одной из главных задач интернатных учреждений является помощь воспитанникам в успешной адаптации и их социализации. Проанализировав и изучив научную литературу по данному вопросу, мы смогли составить основное проблемное поле адаптации детей сирот. В связи с тем, что дети находятся в ограниченном кругу людей, у них появляется такая особенность, как неготовность к взаимодействию с людьми, у них малоразвито чувство эмпатии, зачастую наблюдается агрессивность, конфликтность. Воспитанники не всегда могут предвидеть последствия своих поступков, проанализировать происходящую с ними ситуацию, а значит, не умеют и правильно себя в ней вести. Очень часто такие дети имеют низкую самооценку, не умеют свободно находить общий язык с людьми. Говоря о самих учреждениях для детей-сирот, стоит отметить закрытость и ограниченность данной системы.
Целью адаптации является подготовка ребенка к его будущей жизни после выпуска из интернатного учреждения, воспитание в нем чувства долга, норм и ценностей общества. Воспитанники должны быть готовы к взрослой жизни, иметь необходимые знания и умения. Но на сегодняшний день в условиях государственного обеспечения можно говорить о затруднении этого процесса. Причиной выступает закрытый тип учреждения и особенности воспитания вне семьи, отсутствие четких программ с мониторингом реально необходимых мероприятий. У детей отсутствуют практические навыки, так как зачастую некоторые знания они получают формально и только на теоретической основе.
В процессе экспериментального изучения данной проблемы было установлено следующее:
уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как мы выяснили, что чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в детском доме, это далеко не так.
У воспитанников твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».
Черты, которые отличают детей-сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение:
– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;
– трудности в общении;
– инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
– перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения.
Результаты могут быть использованы в работе психологом и социальным педагогом детского дома.
Цель исследования: теоретически исследовать и описать особенности адаптации детей в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, как социально-педагогическая задачу.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемнадцать + шесть =