Абсолютная монархия | Пример курсовой работы

Абсолютная монархия

Целью исследования является изучение основных признаков и характерных черт абсолютной монархии.

Ученик Платона – Аристотель, для классификации форм государства предложил одновременно несколько критериев: во-первых, в зависимости от количества субъектов, которые правят, верховная власть в государстве может быть властью одного, властью немногих или властью большинства; во-вторых, в зависимости от цели и интересов тех, кто правит, формы правления бывают правильные и неправильные. Основываясь на этих принципах, он определял правление одного – монархией, нескольких – аристократией, большинства – политией .
Идеи Платона и Аристотеля оказали влияние на взгляды Полибия (210-123 гг. до н.э – одного из последних великих древнегреческих мыслителей. Как и Платон, Полибий разработал учение о круговороте политических форм. Любое государство, как живой организм, проходит согласно Полибию, стадии расцвета и упадка. Эти переходы от одного этапа к другому сопровождаются в государстве соответствующими изменениями. Развитие государства начинается с простейшей формы – монархии. Монархия – управление, основанное на праве, сменяется тиранией – управлением, основанным на силе. Тирания, в свою очередь, переходит в аристократию, которая обусловливает, по выражению Полибия, период расцвета государства. Затем наступает демократия, которая сменяется олигархией. Последняя, потерпев упадок, превращается в охлократию. По Полибию, самой совершенной формой государственного правления является смешанная форма правления, которая состоит из элементов монархии, аристократии и демократии, которые осуществляют взаимное сдерживание и противодействие, обеспечивая, тем самым, стабильность государства.
Политическая концепция Полибия является одним из переходных звеньев между политико-правовыми учениями Греции и Рима.
Выдающимся римским мыслителем того времени был Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.), который различал три основные формы государства: царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, и власть народа – демократию.
На достижения философов и мыслителей древности опирались исследователи обозначенной проблемы позже.
Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.) выделяет монархии, демократии и аристократии. При демократии власть принадлежит народу, при аристократии – оптиматам, по монархии – монарху.
Ш. Монтескье (1689 – 1755 гг.) выделял три формы правления – республику, монархию и деспотию.
Немецкий философ И. Кант (1724 – 1804 гг.), классифицируя формы правления, группировал их по двум признакам: 1) численности субъектов законодательной власти и 2) по характеру реализации принципа разделения властей. Лучшей Кант считал простейшую форму правления – автократию (абсолютная монархия), как наиболее простую форму. Поэтому по Канту, демократия – худшая форма правления, потому что наиболее сложная.
Классическим вариантом современной классификации форм правления является деление государств на монархии и республики.
Монархия (гр. Monarchia – единовластие) – это форма государственного правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха, передается по наследству по кровной линии.
В зависимости от наличия высших государственных органов власти и распределения полномочий между ними монархии делятся на абсолютные и ограниченные.
Республика (лат. Respublica, от res publica – общественное дело) – это форма государственного правления, при которой государственная власть осуществляется представительными органами (парламентом, президентом), избираемыми населением на определенный срок.
В зависимости от объема государственно-властных полномочий президента и парламента, республики делятся на президентские, парламентские и смешанные.
Подводя итог, следует отметить, что анализ форм правления современных государств показывает, что реальная (фактическая) форма государственного правления не всегда соответствует ее «законному» аналогу. Многочисленные «республики» Африки мало чем отличаются от монархий (абсолютных). Некоторые парламентские монархии (Великобритания, Япония) – на практике является министерскими. А государства переходного периода, как некоторые греческие полисы почти две с половиной тысячи лет назад, приняли практически олигархические формы. Очевидно, современная теория должна реанимировать понятие «законной» и «незаконной» формы государственного правления, смелее исследовать проблемы, связанные с ее, так сказать, «теневыми» проявлениями.
Форма правления имеет основополагающее значение для изучения правового регулирования организации и функционирования государства. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Поэтому исследование особенностей той или иной формы правления, установившейся в государстве, имеет и весьма существенный политический аспект.
Форма правления – определенный способ организации верховной власти в государстве, который характеризуется структурой, порядком формирования, компетенцией высших органов государственной власти, установленным порядком взаимоотношений между ними, степенью участия населения в их формировании.
В ходе выполнения работы, было определено, что классическим вариантом современной классификации форм правления является деление государств на монархии и республики.
Монархия – это форма государственного правления, при которой государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного человека – монарха, передается по наследству по кровной линии.
Республика – это форма государственного правления, при которой государственная власть осуществляется представительными органами (парламентом, президентом), избираемыми населением на определенный срок.
Автором было дано определение абсолютной монархии как формы государственного правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках главы государства (монарха), который в силу своего особого статуса (первичность, наследственность властных полномочий, бессрочность и безответственность) единолично властвует в государстве.
Были изучены основные признаки абсолютных монархий, к числу которых относятся:
1) Главный источник власти – монарх. Он также не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.
2) Отсутствие разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
3) Наличие разветвленного бюрократического аппарата для осуществления государственной политики, ответственного только перед монархом.
4) Отстранение народа от участия в управлении общегосударственными делами.
Эти и другие, специфические черты были отмечены при анализе особенностей форм правления стран Ближнего Востока.
Таким образом, можно отметить, что все поставленные цели и задачи работы были выполнены.
Целью исследования является изучение основных признаков и характерных черт абсолютной монархии.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!