5. Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики. | Пример курсовой работы

5. Развитие и поддержка малого бизнеса как фактор подъема национальной экономики.

Цель работы: Рассмотреть особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России.

При этом самая высокая ежегодная выручка – около 500 млн руб. на предприятие – приходится на долю ИП (здесь же и наиболее высокая занятость), а самая низкая – 1,4 млн руб. – на микробизнес, где работают, в среднем, 2 человека на предприятии. Анализ приведенных данных показал, что в настоящее время в России доля предприятий малого бизнеса незначительна, а в структуре МСБ преобладает микробизнес (85,9%), обеспечивающий каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСБ. В этом и заключается одно из главных различий российского и зарубежного МСБ.
Основные примеры государственного регулирования и поддержки МБ в отдельных странах мира представлены в таблице (Приложение 1):
В целом осуществление реформ, направленных на развитие малого предпринимательства, было характерно для промышленной и экономической политики большого количества стран мира в последнее десятилетие. Так в 2010–2012 годах, по данным Всемирного банка, было проведено 213 реформ в 112 странах мира. Основными направлениями изменений стали: упрощение регулирования предпринимательской деятельности, усиление защиты прав собственности, облегчение налогового бремени, упрощение доступа к кредитным ресурсам и снижение издержек, связанных с импортно-экспортными операциями.
Главные проблемы развития современного российского бизнеса находятся в прямой зависимости от характера и содержания экономической политики, от его поддержки государством.
Экономистами были сделаны обстоятельные и аргументированные выводы о существовании нескольких системных проблем в реализации экономической политики государства в отношении малого бизнеса, среди которых выделяются следующие:
– правовые механизмы поддержки малого предпринимательства, существующие в настоящее время, не представляют собой четко продуманного плана действий. В настоящее время в России нет стратегии развития МБ, хотя на государственном уровне постоянно декларируется большая значимость малого предпринимательства для экономического и социального развития России. У нас отсутствуют такие направления законодательного регулирования МБ, как закон о кредитных союзах МБ, или о гарантийных фондах малого предпринимательства. Нет должной правовой базы у венчурного кредитования, франчайзинга, бизнес-инкубаторов и т.д;
– для субъектов малого предпринимательства, имеющих ограниченный доступ к кредитным ресурсам и постоянные проблемы с пополнением оборотного капитала, целесообразна если не полная отмена авансовой системы уплаты налогов, то ее смягчение. Оптимально, чтобы расчеты с бюджетом происходили по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, ибо риски ведения предпринимательской деятельности не должны увеличиваться еще и тем, что часть неполученных доходов заранее перечисляется государству;
– при этом следует учитывать не только особенности МБ, связанные с его отраслевой структурой, которая отличается сосредоточенностью большей части малых предприятий в сфере услуг, но и специфику функционирования бизнеса в России в целом. К числу наибольших проблем, объективно стоящих перед экономикой страны в силу особенностей ее развития, экономико-географического положения, следует отнести высокий уровень затрат на энергетическое, амортизационное и транспортное обеспечение деятельности предприятий.
В заключении отметим, что поддержка и регулирование сферы малого предпринимательства за рубежом, в частности, в странах с развитой экономикой, осуществляется на высоком и качественно ином уровне, чем в России. В нашей стране отсутствует действенная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность и поддержку малого предпринимательства.
Также нет четко определенной структуры органов и институтов, осуществляющих регулирование и поддержку МБ, что вполне развито в европейских странах.
Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство.
Малое предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Малое предпринимательство – это предпринимательство, опирающее на деятельность небольших предприятий, формально не входящих в объединения.
Развитие малого предпринимательства, несомненно, так как от этого зависит благополучие малых городов, насыщенность рынка, эффективность производства и, конечно, же, рост экономики в стране.
На сегодняшний день в развитии малого предпринимательства существуют такие проблемы как:
Нестабильна законодательная база. В нормативно – правовых актах постоянно, происходят изменения.
Несовершенство налоговой базы. Уровень налоговых ставок очень высок, а перечень налоговых льгот весьма ограничен.
Несовершенство в финансово – кредитной системе.
Отсутствует система государственной поддержки малого бизнеса.
Следовательно, для решения подобных проблем именно государству необходимо ликвидировать барьеры, которые мешают развитию малого предпринимательства. Для успешного развития малых предприятий, государство должно осуществлять поддержку:
В области налогового законодательства, такие как различные льготы, кредиты, освобождения.
Поддерживать новые производства.
Усовершенствовать нормативно – правовую базу.
Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики.
Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен.
В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах: а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.; б) налоговые льготы и послабления; в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.
Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.
Цель работы: Рассмотреть особенности государственной поддержки малого предпринимательства в России.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!