27. Лидерство: природа, признаки, сущность, содержание.

Как пишет А.Н.Занковский: «очевидно, что сверхзадача структурного подхода – найти универсальный набор характеристик эффективного менеджера на все случаи жизни – вряд ли выполнима. Однако, в последние годы вновь обозначился некоторый рост интереса к структурному подходу в рамках проблематики харизматического лидерства»
Если рассматривать понятие «лидерства» с точки зрения управления, то стоит выделить, что лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство. В свою очередь, «лидер управления» понимается как особый тип социального лидера, для которого характерны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Он является авторитетным членом коллектива, обладающим юридической или фактической властью в организации.
Следует отметить, что в организации феномен лидерства представлен тремя механизмами: формальная структура организации, в которой лидерство рассматривается как нормативно-определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности; неформальная структура организации – это фактическое признание (непризнание) этого права в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера, занимающего как формальную, так и неформальную позицию.
В ряде определений лидер рассматривается как член группы, обладающий авторитетом. Авторитет (в переводе с латинского – власть, влияние) – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и тому подобное. Понятие авторитет нередко соотносится с представлением о власти и с ролью руководителя. Поэтому следует различать понятия «лидер» и «руководитель» .
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование организации (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных – для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Вместе с тем, лидер – человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер возникает стихийно, его нет в штатах организации.
Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. В теории управления лидерство является ключевой переменной и определяется качествами руководителя и подчиненных, ситуацией .
Основные качества лидера исходят «из души»: мечтательность, творчество, гибкость, умение вдохновлять людей, новаторство, решительность, воображение, склонность к экспериментам, обладание личной властью. Основные качества руководителя исходят «из разума»: настойчивость, умение решать проблемы, трезвость мышления, аналитический склад ума, осторожность, властность, умение стабилизировать ситуацию, обладание должностными полномочиями. Одним из главных различий руководителя и лидера является источник власти и уровень подчинения сотрудников.
Так, власть – это возможность оказывать определенное влияние на людей, воздействовать на их деятельность и поведение, даже вопреки их сопротивлению. В одних случаях источником власти является занимаемая должность, в других – личные качества лидера.
Следует отметить, что существуют различные типы власти: законная власть (официальная должность лидера); поощряющая власть (возможность официально поощрять – повышать зарплату, выдвигать на должность, проявлять внимание); личная власть (подчиненные поддерживают руководителя, потому что уважают его как лидера, восхищаются им, чувствуют его заботу); принудительная власть (возможность применить наказание – критиковать действия подчиненного, понижать в должности, увольнять, объявлять выговор); должностные властные полномочия (для изменения поведения сотрудников) .
Идеальным для лидерства считается сочетание двух видов власти – личностной и организационной, а наиболее характерными чертами эффективного лидера являются: перспективное видение и стратегическое целеполагание; креативность и чувствительность к изменениям; целеустремленность и способность к обучению «через всю жизнь»; решительность и организаторская проницательность; инициативность и социальная проактивность; харизматичность и склонность к сотрудничеству. Таким образом, лидерство руководителя признается и считается эффективным тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для сотрудников, групп и организации в целом.
Следовательно, можно сделать вывод, что лидер – это авторитетная личность в группе, благодаря своим личным качествам играет главную роль в различных моральных, социальных и других ситуациях, совместной деятельности членов группы, а также имеет значительное влияние на них, принимает решение в значимых для группы ситуациях и несет за них ответственность. В свою очередь, лидерство предполагает использование различных приемов влияния лидера (благодаря его качествам и способностям) на других членов группы с целью планирования, координации и контроля их общей деятельности. При этом лидер также является руководителем, но его характер действий отличается от действий руководителя. Он не руководит, он ведет за собой других.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ