21. Законность и правопорядок в условиях формирования правового государства. | Пример курсовой работы

21. Законность и правопорядок в условиях формирования правового государства.

Цель данной работы – раскрыть сущность законности и правопорядка в условиях формирования правового государства.

Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе.
Также целесообразно изучить принципы законности.
Основными принципами законности являются:
– верховенство закона, которое предусматривает высшую юридическую силу закона по отношению к другим правовым актам, последние издаются на основании и во исполнение закона;
– обеспечение прав и свобод личности, а также государственные гарантии их реализации (в Российской Федерации сложилась система контроля за обеспечением правопорядка со стороны специализированных институтов, таких как Уполномоченный по правам человека РФ, Уполномоченный по правам ребенка РФ, Общественный примиритель на финансовом рынке (Финансовый омбудсмен));
– обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом (характерным примером могут явиться уголовные дела, возбужденные по фактам противоправных деяний в Министерстве обороны Российской Федерации, в результате расследования которых отстранен от должности руководитель ведомства);
– всеобщность правовых предписаний вне зависимости от социального статуса, политических убеждений, религиозных взглядов и т.п.;
– единообразное толкование закона на всем пространстве государства (актуальность этого тезиса для нашей страны подтвердил Президент России В.В. Путин, который в своем Послании заявил: «Мы не допустим появления в России замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, живущих вне единого правового и культурного поля страны, с вызовом игнорирующих общепринятые нормы, законы и правила»);
– эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.) (так, контролирующие органы разных уровней провели более 1 млн проверок предпринимателей в прошедшем 2013 году, 500 тысяч из них отменены Генпрокуратурой как необоснованные);
– применение мер государственного принуждения и ответственности к лицам, не исполняющим веления закона, обеспечение неотвратимость наказания.
Таким образом, отдельный правоприменитель, исполнитель предписаний закона непосредственно в конкретном случае судит о целесообразности принятия того или иного решения. Как отмечалось, речь идет о наиболее целесообразном решении из нескольких, такой реализации права, при которой максимально и наилучшим образом достигаются цели закона.
Итак, обобщенно можно выделить следующие основные подходы к понятию законности:
– законность – это правильное соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм участниками правоотношений;
– законность – это принцип или требование такого соблюдения;
– законность – это метод государственного руководства обществом, основанный на всеобщем соблюдении правовых предписаний;
– законность – это режим общественной жизни, основанный на таком соблюдении.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать некоторые выводы.
Во-первых, законность и правопорядок полноценно функционируют в рамках правового государства. Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Во-вторых, важнейшей чертой законности является ее всеобщность.
Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство обязано создать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно, что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не должно.
Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности соблюдение правовых предписаний – задачи государства и его органов. Обладая необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные права и интересы граждан. Сами граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим законности в общественной жизни.
В-третьих, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами. Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц и определенных социальных групп, не учитывая общих индивидуальных интересов всего населения страны, – законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, – то и здесь не может идти речи о законности.
Следовательно, режим законности в правовом государстве предполагает наличие двух взаимосвязанных факторов: – совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям – полный и безусловной реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие – развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.
В-четвертых, правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.
Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.
Законность и правопорядок являются базовыми элементами при осуществлении государством правовой политики. Следует согласиться с мнением, что благодаря нормативной институционализации правовая политика приобретает черты нормативности, официальности, формальной определенности, государственной обязательности и т.д. Организационно-управленческий блок правовой политики представлен системой государственных и негосударственных организаций, осуществляющих функции выработки и реализации государственно-правовой стратегии. Именно их деятельность и обеспечивает должный правопорядок в государстве.
Сегодняшние реалии современного Российского государства характеризуются изменением в целом правовой политики государства.
Она становится более социально-ориентированной, более обеспечивающей демократизацию общества, более направленной на расширение и углубление международного сотрудничества
Цель данной работы – раскрыть сущность законности и правопорядка в условиях формирования правового государства.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!