1980-х годах | Пример курсовой работы

1980-х годах

Цель работы – изучение влияния контркультур на формирование внешнеполитических доктрин Западной Европы в 1970 – 1980-х годах.

Явление контркультуры в странах западной Европы в 1960 годы было направленно против стереотипов, существовавших по отношению к молодым людям, против войн, против моды, против образа жизни «государства благоденствия». Самое главное для них был протест, быть против конформизма, вот главное. Развитие контркультуры начинается с молодежных движений запада.
Любая культура развивается через возникновение и обострение своих противоречий, ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культурой западного общества, не является исключением.
В 1950-е гг. наметились признаки очередного ее кризиса. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом “разбитого поколения” (“битников”) стал роман Джека Керуака “На дороге”, воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли.
Но гораздо большие масштабы и глубину контркультурные тенденции приобрели в 1960-е гг., когда США бурлили от негритянского движения в защиту гражданских прав, движения протеста против войны во Вьетнаме, студенческого движения. Социальный и политический протест, порою перераставший в открытый бунт, перерастал в протест культурный.
Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название «контркультуры». В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности (“будь как все”) пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.
Революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов.
В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, одев шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению.
Хиппи увлекались бродяжничеством, попрошайничали. В условиях, когда официальная Америка звала молодежь на подвиг в войне против коммунизма во Вьетнаме, лозунгом хиппи стал “Занимайтесь любовью, а не войной”. Элементом контркультуры стала так называемая “сексуальная революция”, означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры.
Таким образом, молодежное движение в странах Западной Европы зародилось ещё во второй половине XIX века. Первые молодежные организации не носили политической направленности, а были культурно-просветительскими и часто христианскими. Политическая активность молодежи повысилась в конце XIX века, что мы можем наблюдать и на примере Швеции. В Швеции молодежь была не только политически ориентирована, но и принимала участие в партийном строительстве.
Наиболее существенные изменения в молодежном движении произошли в 1960-х годах. В это время набирает силу такое явление как «контркультура» – протест молодежи (или других групп населения) против существующего устройства общества. Европейская и американская молодежь была недовольна ценностями буржуазного общества, военными действиями во Вьетнаме и провозглашала свободу нравов. Наиболее ярким примером контркультуры в указанный период являются хиппи.
Ещё одной особенностью молодежного движения в 1960-е годы стала его политическая активность. При этом, политическая активность молодежи проявлялась в различных формах протеста – митингах, демонстрациях и т.д. Чаще всего участниками протестов были студенты университетов, то есть молодежное движение 1960-х годов иначе можно назвать студенческим движением.
У молодежного движения в Западной Европе в 1960-е годы было несколько лозунгов. Во-первых, они боролись за свои собственные права, чаще всего связанные с университетской жизнью (участие в управлении университетом, отмена ограничений при поступлении в университеты и т.д.). Во-вторых, молодежное движение имело яркий военный характер – критике подвергалась война во Вьетнаме.
Молодежное движение в 1960-е годы охватило многие страны Европы – Францию, Италию, Великобританию, Швецию, Грецию и т.д. Мы можем отметить влияние молодежного движения на внешнюю политику европейских стран. Молодежь в Европе в 1960-х годах протестовала против войны во Вьетнаме и в целом была настроена антивоенно.
Прежде всего влияние молодежного движения выразилось в разрядке напряженности и обеспечении европейской безопасности. Этот процесс проходил в 1970-х годах, а завершился в 1975 году подписанием Заключительного акта Хельсинкского совещания, провозгласившего уважение территориальной целостности и суверенитета всех стран, сотрудничество и неприменение силы.
Политика обеспечения безопасности занимала видное место и в политике отдельных европейских стран, например, Франции. Однако, в конце 1970-1980-х годов международные отношения вновь усложнились, начался кризис евроракет. В 1980-х годах проводником политики обеспечения безопасности в Европе стала Швеция. У. Пальме, шведский премьер-министр, выработал концепцию «коллективной безопасности», которой в дальнейшем придерживались многие страны.
Кроме того, европейская молодежь в 1950-1970-е годы одной из главных ценностей провозглашала свободу. Борьба за свои права и свободы стало целью молодежных волнений в 1960-х годах. Подобные же идеи выразились в Заключительном акте 1975 года.
Цель работы – изучение влияния контркультур на формирование внешнеполитических доктрин Западной Европы в 1970 – 1980-х годах.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!