19. Материальная ответственность государственных служащих | Пример курсовой работы

19. Материальная ответственность государственных служащих

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем материальной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.

Некоторые категории государственных служащих несут ответственность на основании других нормативных актов. Так, например, вопрос о материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также порядок возмещения причиненного ими ущерба регламентируется Федеральным законом от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее по тексту – Закон № 161-ФЗ).
Необходимо отметить, что согласно части 8 статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
– военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
– члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
Следовательно, положения ТК РФ о материальной ответственности не распространяются на военнослужащих, если только они не относятся к вышеуказанным категориям.
Действие Закона № 161-ФЗ распространяется на военнослужащих, которые проходят военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Согласно статье 3 этого Закона военнослужащие могут нести материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Военнослужащие, причинившие ущерб не во время несения службы, будут нести материальную ответственность в рамках гражданского законодательства. При этом согласно пункту 4 статьи 3 Закона № 161-ФЗ военнослужащие, причинившие ущерб, могут быть привлечены к материальной ответственности в течение 3 лет со дня обнаружения ущерба.
Не могут быть привлечены к этому виду ответственности военнослужащие, причинившие ущерб в результате выполнения приказа командира (начальника) и в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.
Законом № 161-ФЗ установлены 2 вида материальной ответственности военнослужащих – полная и ограниченная.
Определение размера причиненного ущерба, а также порядок его возмещения предусмотрены нормами указанного Закона.
Таким образом, материальная ответственность государственного служащего – это основанная на нормах трудового права обязанность государственного служащего возместить ущерб, причиненный организации в пределах и в порядке, установленных законодательством. Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, которая наступает независимо от привлечения государственного служащего за причиненный им ущерб к какому-либо иному виду ответственности.
В заключение подведем итоги исследования вопросов материальной ответственности государственного служащего.
Согласно части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Возмещение убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу, причиненных действием, бездействием государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно статье 16 ГК РФ осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из содержания статьи 1069 ГК РФ, вред, который причинен гражданину либо юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа либо органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации либо казны муниципального образования.
За действия своих должностных лиц несет ответственность перед гражданином или юридическим лицом непосредственно государственный орган или орган местного самоуправления. А сами должностные лица будут нести дисциплинарную, материальную, административную, уголовную ответственность.
Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена только дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих (далее по тексту – Закон № 79-ФЗ). Но так как служебный контракт, заключаемый с гражданским служащим, является специфической разновидностью трудового договора, то на гражданского служащего распространяются также нормы трудового законодательства, регулирующие материальную ответственность. Государственный орган, возместив ущерб физическому либо юридическому лицу, причиненный его государственным служащим при исполнении им трудовых обязанностей, имеет право взыскать в порядке регресса сумму причиненного ущерба со своего государственного служащего.
Увольнение государственного гражданского служащего со службы не является основанием для освобождения его от материальной ответственности.
Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем материальной ответственности государственных служащих в Российской Федерации.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!