15. Использование разнообразных средств в воспитании детей

С.В. Сотникова описывает значение художественной литературы для патриотического воспитания дошкольников. С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей. Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей [17, с. 286].
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.
Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.
И.В. Чумакова раскрывает значение искусства как средства воспитания дошкольников.
Автор обращает внимание, что традиции русской культуры предоставляют детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме воспитатель может раскрыть значение слова Родина, родной край, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Дети могут принимать участие в проведении народных обрядовых праздников, лепят и рисуют народные игрушки, изучать народный фольклор, музыкальные произведения, танцы и традиции русского народа.
Дети знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, дымковская и филимоновская игрушки и т. д. На занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры, детей знакомят с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа.
Народная мудрость, заключенная в праздниках, народном искусстве, сохраненная в веках, должна быть передана детям [10 ]. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания дошкольников, необходимо предоставить детям возможность знать истоки национальной культуры и искусства родного края [9]. Занятия изобразительным искусством должны быть построены так, чтобы вызвать у детей желание творить, создавать изделия на основе образцов народного искусства. Дети воспринимают все ближе, когда включаются в активный творческий труд, расписывая доски, посуду, игрушки и другие готовые изделия.
Воспитателю, при организации работы с детьми, необходимо использовать различные формы духовно-нравственной направленности: тематические беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов, произведений художников, народных мастеров родного края, что обеспечивает эмоционально положительное принятие ребенком нравственных и культурных ценностей. Занятия художественным искусством с использованием краеведческого материала будут способствовать развитию творческого потенциала дошкольников, повышению внимания к духовному наследию; формировать систему ценностей и убеждений, гордости за великие свершения предков; воспитывать уважение к традициям и культуре родного края [10].
В.Н. Карпенко сообщает о роли хореографии в воспитании ребенка [11]. Она сообщает, что занятия хореографией способствуют формированию представления о том, что такое «любовь» и «дружба», «справедливость» и «патриотизм», и что такое «единство», на основе полученных знаний по истории, становления и развития хореографии – от фольклора, до современности. Эти понятия, к сожалению, быстро разрушаются в неокрепшем детском и подростковом сознании. Поэтому, так важно вовремя раскрыть и привить чувства сопереживания, понимания и терпимости. Развитие креативной и толерантной личности ребенка необходимо начинать с детства. Во время становления личности, большую роль играет искусство. Оно формирует правильное доброжелательное и уважительное отношение к другим культурам, учит воспринимать окружающее, как результат общей работы людей разных национальностей и этнических принадлежностей. Искусство, будь-то танец или музыка, помогает проникнуться содержанием, уловить смысл, понять произведение. Этот вид деятельности помогает приблизить ребенка к культуре разных народов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ