11. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества. | Пример курсовой работы

11. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

Цель работы: раскрыть роль малых предприятий в современном обществе.

Существенным преимуществом малой фирмы является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Т.е. в ходе коммуникационного процесса происходит более оперативная передача информации [5, с.26].
Малые размеры фирмы обеспечивают ей хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Этому способствует относительно простая организационная структура.
Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников.
Для коллектива малого предприятия характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости дублирование и взаимозаменяемость. Объясняется это относительно небольшим количеством специальностей, ограниченностью географии функций в рамках МП с учетом его размеров и штата.
Перечисленные выше преимущества позволяют малому бизнесу:
-ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;
-ускорить внедрение несложных научно-технических достижений;
-полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;
-наладить выпуск продукции малыми сериями.
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием и снабжением. В частности, большие возможности для реализации продукции крупных предприятий через сеть мелких фирм предоставляет система франчайзинга.
Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе.
Наконец, многие малые фирмы возникают и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта старинных часов, антикварных изделий и т. п. создаются малые предприятия.
Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.
Рассмотренные преимущества малого предпринимательства определяют сущность и масштабы его государственной поддержки
В качестве основных форм и способов поддержки малого бизнеса в развитых странах можно выделить следующие:
-прямые дотации через бюджетную систему. Дотации в основном предназначаются для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации позволяют страховать и покрывать риски венчурных (рисковых) проектов инновационного характера. Дотации стимулируют выпуск МП той продукции, которую не рискует производить большой бизнес;
– при размещение государственных заказов на крупных фирмах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые они обязаны передавать малому бизнесу (на правах субподряда);
-государство выступает в качестве гаранта и страховщика при получении предприятиями малого бизнеса банковских кредитов;
– предоставление налоговых и прочих льгот.
Особое место в развитых странах среди средств государственного регулирования и поддержки малого бизнеса играет ускоренное амортизационное списание основного капитала, что весьма немаловажно с учетом ограниченных финансовых возможностей МП.
Ускоренное амортизационное списание основного капитала предприятий малого бизнеса является главным средством стимулирования накопления важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл.
В результате ускоренной амортизации часть чистой прибыли малого предприятия перечисляется в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений МП.
В России в настоящее время действуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий малого бизнеса, а именно:
– ассоциации предприятий малого бизнеса,
-Федерация развития и поддержки малого предпринимательства,
– региональные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса.
Согласно Федерального закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” был образован Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства [3] .
Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Основными задачами Федерального фонда поддержки малого предпринимательства являются:
-финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;
– создание эффективно действующего механизма государственной поддержки малого предпринимательства,
-участие в финансировании программ субъектов Федерации по развитию малого предпринимательства.
Рассмотрение в данной работе сущности и роли малого бизнеса, современного состояния и тенденций его позволяет сделать следующие выводы.
Результаты анализа роли и места малого предпринимательства позволяют сделать вывод о его необходимости и значительной роли в экономике страны.
Малый бизнес в стране оказывает все большее воздействие на социально-экономическую жизнь общества:
– развитие экономики,
– рост ВВП,
– снижение социальной напряженности (повышение уровня жизни, борьба с безработицей т.д).
Анализ опыта деятельности МП в условиях рыночной экономики в России позволяют сформулировать следующие трудности, с которыми в первую очередь сталкиваются малые предприятия:
-недостаток ресурсов, как материально-технических, так и финансовых;
-для расширения производства предприятия малого бизнеса могут выделить ограниченную часть своего капитала;
-ограниченность финансовых возможностей МП не позволяет выкупать арендуемые помещения, расширить производственные площади, ассортимент продукции (товаров, услуг) и т.д;
-ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат;
-сфера деятельности малого бизнеса весьма ограничена – ему сложно действовать в фондоемких, наукоемких отраслях, требующих больших капиталовложений;
-МП не имеют возможностей покупать сырье со значительными оптовыми скидками, так как закупки ограничены масштабом производства и финансовыми ресурсами;
-МП не по средствам организовать собственную службу маркетинга и дилерскую сеть, масштабную рекламную кампанию, проводить научные исследования и т.д.;
-ограниченная номенклатура выпускаемой продукции (реализуемых товаров, оказываемых услуг) делает МП уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка;
-относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы не позволяют малому бизнесу достойно конкурировать с крупным бизнесом;
– велика степень риска банкротства МП в условия рыночных отношений.
Необходимо преодолевать отмеченные трудности с учетом того, что развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:
-мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;
-для создания МП не требуются крупные инвестиции;
– развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
-мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
-развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени снизить социальную напряженность в обществе, решать проблему безработицы;
-с развитием малого бизнеса растет средний класс, заинтересованный в стабилизации экономики и стабильности в обществе;
-малый бизнес способствует инновационному развитию экономики. Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно в современной России развитию малого бизнеса уделяется все большее внимание и оказывается поддержка со стороны государства.
Важнейшими факторами, определяющими развитие позитивных сдвигов в сфере малых предприятий, становятся:
-использование системы налоговых, кредитных и прочих льгот и преференций,
– информационная нормативно-правовая поддержка малых предприятий,
-обучение кадров, создание сети техно-кадров, бизнес-инкубаторов,
-налаживание координации между федеральным уровнем и субъектами Федерации в реализации государственной поддержки малого предпринимательства;
-выработка эффективной финансовой стратегии по привлечению российского и международного банковского капитала, средств других кредитно-финансовых организаций, иностранных инвестиций на развитие малого бизнеса в России.
Цель работы: раскрыть роль малых предприятий в современном обществе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!