1. Специфика проявления характера и темперамента | Пример курсовой работы

1. Специфика проявления характера и темперамента

Цель курсовой работы: изучение психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе.

Экспериментальные исследования, проведенные под руководством Л. И. Уманского, показывают прямую зависимость между этими моделями и уровнем развития группы как трудового коллектива. Так, «сплоченность по направленности» (единство ценностных ориентации, единство целей и мотивов деятельности) в пределах данной деятельности трудового коллектива достигается быстрее при третьей модели, чем при второй и тем более при первой.
Материалы прикладных исследований на предприятиях также свидетельствуют о том, что сами по себе особенности той или иной «модели
совместной деятельности” отражаются в итоге на психологических чертах рабочих групп. Как отмечают А. И. Донцов и Ш. В. Саркисян, исследование, охватившее 11 бригад на недавно созданном предприятии, показало, что удовлетворенность межличностными отношениями в этих первичных группах увеличивается по мере перехода от первой «модели совместной деятельности» к третьей [5].
Наряду с системой официального воздействия на социально-психологический климат первичной рабочей группы огромное влияние оказывает ее неофициальная организационная структура. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и после ее окончания, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, проявляющиеся в ссорах и конфликтах.
Говоря о важности формирующего влияния неофициальных контактов на социально-психологический климат, необходимо учитывать как количество этих контактов, так и их распределение.
Конечно, рассматривая факторы, влияющие на климат
Трудового коллектива, следует учитывать конкретное соотношение формальной и неформальной организационных структур. Ибо чем выше степень единства этих структур, тем позитивнее воздействие, формирует климат группы.
Характер руководства, проявляющийся в том или другом стиле взаимоотношений между непосредственным руководителем первичной рабочей группы и остальными ее членами, также воздействует на социально-психологический климат. За данным отечественных исследований, демократический стиль руководства, общность ценностей и норм способствуют формированию благоприятного социально-психологического климата.
Следующий фактор, воздействующий на климат группы, обусловлен
индивидуальными психологическими особенностями ее членов. Сквозь призму особенностей индивида отражается влияние на него со стороны внешней среды. Отношения человека к данным влияниям, выражаемые в его личных мнениях и настроениях, в поведении, представляют собой его индивидуальный «вклад» в формирование климата группы.
Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата группы имеют значение не столько индивидуальные свойства ее членов, сколько эффект их сочетания.
Уровень психологической совместимости членов группы также является фактором, обусловливающим в большой степени его климат.
Таким образом исследование позволяет нам сделать следующие выводы и выделить основные факторы, влияющие на социально-психологический климат коллектива.
Полученные в ходе теоретического исследования данные, позволяют сделать вывод, что социально-психологическое развитие коллектива и успешное формирование благоприятного социально-психологического климата прямо влияет на успешность работы той или иной организации, учреждения, предприятия нашей страны. Поэтому этот вопрос требует детальной внимания, а одним из приоритетных направлений его решения, является создание действенных психологических служб на предприятиях, которые будут заниматься налаживанием благоприятного климата для работы и общим развитием коллектива.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).
В классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо. Карл Юнг выявил два главных типа поведения. Первый тип – экстравертированный. Люди этого типа склонны к авантюрам, открыты для окружающих и общительны. Второй тип – интровертированный. Для этих людей свойственны застенчивость, замкнутость, стремление избегать риска и социальных взаимодействий.
Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента – типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.
Цель курсовой работы: изучение психологических факторов, влияющих на положение работника в трудовом коллективе.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!