1 из 5 на выбор | Пример курсовой работы

1 из 5 на выбор

Цель исследования – выявить психологические причины девиантного поведения подростков.

Психологической причиной отклоняющегося поведения подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению, имеющийся органический порок или другого рода дефект, нарушения нервной деятельности, которые, представляют серьезнейшие трудности, мешающие правильному процессу воспитания [4].
Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания педагогов условий жизни учащегося, склонного к нарушениям дисциплины, уровня его интеллектуального и эмоционально-волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе класса, школы. В результате этого возможности индивидуального подхода в работе с трудными подростками используются не в полной мере [7].
Причинами отклонений в поведении могут быть недостатки внешкольной воспитательной работы. Ученик занят в школе 6 – 8 часов в сутки, остальное время он проводит в кругу семьи, среди друзей, занимается в кружках, спортивных секциях. Кроме того, более 150 дней в году занимают каникулы, выходные и праздничные дни [6]. Бесконтрольность за досугом детей порождает примитивные формы досуговой деятельности.
К серьезным психологическим причинам отклоняющегося поведения можно отнести индивидуально – личностные черты, характерологические акцентуации: чрезмерная возбудимость, тревожность, демонстративность, педантичность и т.п. У таких детей не исключены положительные социальные контакты и вполне социально одобряемые реакции, когда они пребывают в психологически благоприятной среде, которая не способствует актуализации обостренных черт личности. Если же ситуация неблагоприятна или резко меняется в своем значении для ребенка, можно ожидать соответствующих изменений его поведения, эмоционально-волевых реакций [20].
Гипертимный (возбудимый) тип отличается подвижностью, склонностью к озорству. Такие подростки не переносят однообразной обстановки, их угнетает одиночество или вынужденное безделье. Данному типу свойственно раннее начало половой жизни, возможны беспорядочные сексуальные связи. Гипертимы отличаются особой неустойчивостью к влиянию компаний в отношении соблазна злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами. Лабильный тип отличается резкой сменой настроений в зависимости от ситуации. При акцентуации характерны переживания самого пессимистичного характера по незначительным поводам, возможны острые аффективные реакции, депрессии, неврозы. Им характерно вовлечение в алкоголизацию или употребление других психотропных веществ под влиянием компании.
Сензитивный (тревожный) тип отличает повышенная впечатлительность, нарушения поведения возникают чаще в результате психических травм. Данному типу свойственно совершать суицидальные попытки под влиянием длительных переживаний неудач, чувства собственной неполноценности.
Шизоидный тип отличает часто отличаютнелогичные поступки, подростки этого типа могут совершать асоциальные действия ради «борьбы за справедливость» или ради какой-то идеи, либо в каких-то вычурных формах (воровство только через форточку, например). Подростки шизоидного типа могут быть склонными к препаратам опиума и гашишу. У них сравнительно быстро формируется психологическая, а затем и физическая зависимость от наркотиков. Алкоголь для подростов с шизоидной акцентуацией может играть роль «коммуникативного допинга». Внешняя «асексуальность» шизоидов сочетается с упорным онанизмом и сексуальными фантазиями. Неумение налаживать контакты с противоположным полом может привести к перверзиям. Истероидный (демонстративный) тип обнаруживает абсолютную склонность к стимуляторам. Наиболее часто делинквентное поведение встречается у неустойчивых личностей – по данным А.Е. Личко, в 75 % случаев [13]. Подростки неустойчивого типа очень склонны к делинквентному поведению – кражам, разбою, хулиганству. Кроме того, они отличаются самым высоким риском возникновения зависимости от психоактивных веществ [20].
Эпилептоидный тип отличает вязкость мышления, скрупулезная педантичность, делинквентное поведение подростков обычно связано с корыстными целями. Эпилептоидыравнодушны к жестоко избиваемому ими человеку. Сексуальные влечения у эпилептоидного типа возникают очень рано, они склонны к сексуальным отклонениям. У эпилептоидов возможен суицидальный демонстративный шантаж (в качестве мести) [20].
Сами по себе все рассмотренные типы личностных особенностей не следует рассматривать в качестве значимых детерминант девиантного поведения. Но в сочетании с другими личностными параметрами (например, самосознанием) они могут стать предпосылками и для формирования агрессивного, противоправного поведения и закрепления девиантных черт личности [5].
Таким образом, подростковый период связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Самым важным новообразованием периода становится чувство взрослости. Среди основных причин отклонений поведения, наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами ребенка.

Целью данного исследования являлось изучение психологических причин девиантного поведения подростков.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что отклоняющееся, девиантное поведение – это поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм и дезадаптация личности. То есть, это система поступков и таких действий человека, которые не соответствуют сложившимся в обществе моральным, этическим и правовым нормам.Девиантное поведение приводит к дезадаптации, вызывает негативную оценку окружающих и приводит к ухудшению отношений с близкими людьми, наносит реальный ущерб личности.
Существуют различные виды и причины девиации. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Трудности в поведении объясняются сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.
Среди причин и предпосылок девиантного поведения подростков наиболее частая – социальная дезадаптация, которая приводит к изоляции, лишению или утрате подростком основной потребности – потребности в полноценном развитии и самореализации. Социальная дезадаптация может быть детерминирована как психо-биологическими, социальными, так и индивидуально – личностными чертами ребенка. Социальной дезадаптированный подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушены.
У девиантных подростков отмечается сниженный уровень эмпатических способностей, сниженная самооценка и самоуважение. Часто наблюдается изоляция, отчуждение, деперсонализация, депрессии. Совершая девиантныепоступки подросток стремится компенсировать низкую самооценку и поднять уровень самоуважения и значимости в группе.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что среди подростков есть дети с относительно спокойным поведением, а есть подростки с сильно отклоняющимся поведением, с конфликтами в группе сверстников, с учителями, с родителями, с отрицательным отношением к учебе. Среди отклоняющихся поступков у таких детей чаще всего встречаются – прогулы, нарушение дисциплины, срывы уроков, сквернословие, ложь, курение, драки, употребление алкоголя и психоактивных веществ.
В ходе анализа результатов исследования выяснилось, что отклонениям в поведении подростков способствуют нарушения в адаптации, непринятие подростком себя как личности, отвержение себя. Также большую роль в отклонениях поведения играет внешний локус контроля, приписывание ответственности за жизненные события другим людям, случаю, везению и т.п. Девиантному поведению подростков способствует эмоциональный дискомфорт. Отклонениям в поведении способствуют такие акцентуации характера как застревание (склонность к аффектам), возбудимость (чрезмерная импульсивность), дистимность (депрессивность), тревожность.
Таким образом, гипотеза исследованияподтвердилась: психологическими причинами отклонений в поведении подростков являются акцентуации характера, внутренняя конфликтность, экстернальный локус контроля, психологическая дезадаптация, высокий уровень агрессивности.
Результаты данного исследования могут использоваться в школьной практике в целях коррекционной работы с девиантными подростками, а также служить основой разработок профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у подростков.
Цель исследования – выявить психологические причины девиантного поведения подростков.

Что думаете про курсовую?

Поставьте оценку!