Занятия рисованием как средство подготовки детей к обучению в школе
32
32
34
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
Глава I. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ» |
|
1. Значение готовности детей к обучению в школе |
|
2. Содержание подготовки детей к школе |
|
3. Специальная подготовка детей к школе в области рисования |
|
4. Роль рисования в овладении письмом |
|
5. Развитие графических навыков письма дошкольников |
|
Глава II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ |
|
1. Разнообразие тестов и диагностик по проверке готовности детей к обучению в школе |
|
2. Рисование как вид изобразительного творчества дошкольников |
|
3. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
ЛИТЕРАТУРА |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
ВВЕДЕНИЕ
В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность — основное условий существования системы народного образования, которая включает постановку и решение учебно-воспитательных задач в детском саду с перспективой их дальнейшего совершенствования в школе.
Программы детского сада по изобразительной деятельности и школы по изобразительному искусству предусматривают воспитание у детей эстетического отношения к действительности и к произведениям искусства, развитие воображения и творческих способностей, овладение изобразительными умениями и навыками.
На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.
По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство — период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсо-моторной координации. От хаотического восприятия пространства ребенок переходит к усвоению таких понятий, как вертикаль и горизонталь. И первые детские рисунки, появляющиеся в эту пору, естественно, линейны. Рисование участвует в формировании зрительных образов, помогает овладеть формами, координировать перцептивные и моторные акты.
Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия.
В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, и рисование представляет ему возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает и переживает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов во мнении, что детское рисование — это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Дети как правило рисуют не предмет, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками. Рисование, таким образом, выступает своеобразным аналогом речи. Л.С.Выготский даже назвал детское рисование графической речью.
Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями — зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисованием не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для эстетического воспитания.
Занятия изобразительной деятельностью — один из видов путей воспитания в детях чувства прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства), потребности отразить увиденное в рисунке. В процессе изобразительной деятельности в детском саду при условии ее оптимальной организации и эффективного осуществления закладывается интерес к художественно-творческой деятельности, на основе которого впоследствии будет формироваться художественная культура человека.
Занятия рисованием создают почву для творческого проявления и в этих и в других деятельностях. Разумеется изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания, и осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствовании всех средств эстетического воспитания.
Основной проблемой работы является применение диагностики готовности детей к школе.
Гипотеза: проведение работы в форме рисуночных тестов позволяют установить уровень готовности детей к усвоению письма.
Задачи исследования:
1) Изучить методическую и специальную литературу по вопросам проведения диагностической работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школе.
2) Подобрать рисуночные тесты, диагностирующие готовность ребенка к освоению письма.
3) Провести диагностику в форме рисуночных тестов по выявлению уровня готовности ребенка к овладению письмом.
Объект исследования:
дети 6 — 7 лет, их продуктивный вид деятельности — рисования
Предмет исследования:
работы детей, выполненные после проведения рисуночных тестов.
Глава I. ПОНЯТИЕ «ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ»
1. Значение готовности детей к обучению в школе
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе. Специальная готовность определяется наличием у него знаний, представлений и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык.
Физическая готовность это хорошее состояние здоровья ребенка, выносливость, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, нормальные антропометрические данные (рост, вес), хороший уровень развития двигательной сферы, выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом, наличие устойчивой умственной работоспособности, достаточное развитие культурно гигиенических навыков и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, наличие сильных и устойчивых мотивов учения. К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Большое значение имеет развитие у них познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к учению в школе является нравственно волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умение контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т.д. В понятие нравственно волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут войти ребенку в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу октябрят и пионеров: отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь, организаторские умения.
Ребенок должен быть готов не только к новой деятельности в школе, но и к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности. Наряду с игрой в развитии детей седьмого года жизни, выработке у них психологических качеств, необходимых для перехода к школьному обучению, значительную роль играют продуктивный вид деятельности — рисование. Л. А. Венгера дают также основания считать, что рисование является тем видом деятельности дошкольников.
2. Содержание подготовки детей к школе
Рассматривая роль изобразительной деятельности в решении задач всестороннего развития ребенка- дошкольника, особенно важно определять воз-можность занятий рисованием в подготовке детей в детском саду к школе. Такая продуктивная деятельность, как рисование, имеет неоценимое значение для всесторонней подготовки к школе. Эта подготовка включает формирова-ние психологической готовности, состоящей из компонентов учебной дея-тельности психологической направленности на учение, осуществление пра-вильной деятельности и умение заниматься, а так же специальную (предмет-ную) подготовку. Для готовности к школьному обучению большое значение имеет формирование элементов учебной деятельности. Умение ребенка проанализировать способы действия — важный компонент учебной деятельности, без которого не может успешно осуществляться изобразительная деятель-ность. Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных, эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения. Исследование Т. Н. Розгоновой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля.
В начале детям показывают, как осуществить действия контроля, а за-тем обращают их внимание на необходимость контролировать изображения. Это подводит детей к самостоятельному использованию действия контроля. Обучение этим действиям осуществляется с использованием игровых прие-мов, в образно-эмоциальной форме и поэтому не противоречит образно-творческому характеру изобразительной деятельности, наоборот, применение их способствует совершенствованию создаваемых изображений, углублению их образно выразительного решения, и повышению качества изображения, в целом, что вызывает у детей чувство удовлетворенности, повышает интерес к деятельности, стремление выполнить ее как можно лучше, освоив и применив для этого изобразительные средства. Вместе с тем улучшается подготовка к школе. Дети приобретают необходимые для обучения в школе умения; формируется потребность контролировать себя при любой работе. Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи.
Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педаго-га. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказать-ся от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание. Все эти качества, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности при условии правильной ее организации и руководства ею со стороны педагога.
3. Специальная подготовка детей к школе в области рисования
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисова-ния дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе.
Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять ука-зания педагога, понимать поставленную задачу. Чтобы нарисовать, создать изображение, ребенок должен применить определенные способы, необходи-мые для решения данной изобразительной задачи. Приобретенное на занятиях по изобразительной деятельности, умение контролировать свою работу помо-жет ребенку и при выполнении заданий в школе.
Важна так же выработка психологической готовности ребенка к школе: желание учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выпол-нять указания педагога.
Необходимыми в школьном обучении являются активность и самостоятельность. Большие возможности для формирования этих качеств имеются на занятиях по рисованию в свободное от занятий время, когда дети рисуют, конструируют по своему выбору.
Рисование в детском саду позволяет осуществить и специальную подготовку детей к школе, к урокам изобразительного искусства: программа шко-лы включает все те виды рисования, которые проводятся в детском саду. А на уроках труда дети лепят, конструируют, делают аппликации.
Таким образом в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания, важна она и для подготовки к школе.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнооб-разные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети ста-новятся самостоятельными, способными проявлять творчество, создать инте-ресное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществлялось их эстетическое воспитание, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорции.
4. Роль рисования в овладении письмом
Исследования показывают, что успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего. В обоих случаях эта графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (Карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным. Сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец, пальцы сжаты без напряжения). Развитие мышц у детей происходит неравномерно. В начале развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, позднее — мышцы кисти рук. Поэтому до шести лет детям дается тонкая работа пальцами, а в 6-7 лет ребенок уже может успешно заниматься такой деятельностью. В этом возрасте возможно постепенное обучение письму. Однако упражнения в письме не должны быть длительными, чтобы не утомлять еще не окрепшие мышцы кистей рук. В письме необходимо овладеть написанием элементом букв с учетом каллиграфии, то есть правильного их расположения на линейках и клеточках пропорционального соотношения соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование требует ограничения движения руки в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.
При рисовании дети изображают предмет, проводя линии в различных направлениях, различной толщины и длины. Движения руки при этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усиления воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача — использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение в детском саду создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом. Например на занятиях рисованием в подготовительной группе дети овладевают навыком свободного владения карандашом и кистью, учатся регулировать свои движения в отношении темпа, силы нажима, в результате чего у них вырабатывается плавность, равномерность движения руки, которые необходимы и для письма. В процессе рисования предметов различной формы, величины, пропорций усваивается умение сохранять определенное направление движения и по мере надобности применять это направление, выдерживать нужную длительность движения, подчиняя его размерам предмета по ширине и длине.
Новым является освоение движений, быстро изменяющих направления на противоположное. Например, при рисовании завитков вправо и влево, петель — восьмерок (декоративное рисование), криволинейных форм.
Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти пуки, управляющих действиями карандашом и кистью.
В подготовительной группе продолжается отработка и совершенствование навыка регуляции силы нажима на карандаш. В подготовительной группе требования к передаче пропорций предметов и их частей усложняются: дети должны передавать предметы разной формы и величины с большой точностью. В связи с этим продолжается совершенствование умений подчинять движение руки соразмерению отрезков и форм по пропорциям. Овладение этим комплексом умений невозможно без хорошего владения движениями рук, подготовленного формированием технических навыков в предшествующих группах и требует развитие глазомера мыслительных процессов, таких, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно двигательной координации, произвольного внимания; аналитического восприятия, зрительной памяти. Подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.
5. Развитие графических навыков письма дошкольников
Ребенок знакомится с тетрадью, ее разлиновкой, рабочей строкой; учится выполнять задание в ограниченном пространстве — клетке; сравнивает объекты по величине и форме; чертит прямые линии разной длины и в разных направле-ниях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводит контур изображения; рису-ет по клеткам; раскрашивает; запоминает теплые и холодные цвета.
В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развиваются произвольное внимание, зритель-ная память, аналитическое восприятие, речь.
У каждого листа две стороны — страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты — клетки. Закреплять знания о теплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.
Воспитатель чертит радугу, дети закрашивают ее по порядку в цвета: красный, оранжевый, желтый — это теплые цвета, как солнышко; зеленый, голубой, синий — это холодные цвета. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают теплые или холодные цвета.
Развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т.д.); зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховка их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в теплые или холодные цвета по указанию воспитателя.
Дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», не укладывается в общий темп работы.
Особенность рисования заключается в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и исправляет его, если оно не соответствует сложившемуся образу предмета. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука приобретает представление о движении, ощущение как бы входит в руку, и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако зрительный контроль не может быть снят совсем, т.к. без него невозможно передать образ предмета, его в нем свойства. Правильные технические навыки и умения, формирующиеся не сразу, а постепенно, от занятия к занятию, при условии, если воспитатель обращает на него внимание и учит детей правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию, в котором овладение правильными способами осуществляется не в результате сухих упражнений, а при решении ребенком интересных для него, разнообразных изобразительных задач (детям предлагается рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты и много другого, что их окружает, вызывает их любопытство, желание рассмотреть и изобразить).
Основными свойствами движения необходимыми для овладения письмом, пишет С.Л. Рубинштейн, является:
1. скорость (быстрота прохождения траектории);
2. сила;
3. темп (количество движений за определенный промежуток времени, зависящий не только от скорости, но и от интервалов между движениями);
4. ритм (временной, пространственный, силовой);
5. координированность;
6. точность и меткость;
7. размах;
8. пластичность и ловкость.
В отношении детей старших возрастов неоднократно указывается на необходимость развития смелости движений, быстрого темпа и энергичного нажима, а также ритмичности движений, питательности штриховки, что в дальнейшем поможет освоению навыков письма.
Глава II. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
1. Разнообразие тестов и диагностик по проверке готовности
детей к обучению в школе
Известно, каким трудным оказывается для многих детей переход к школьному обучению. Даже хороню подготовленные дети в первое время испытывают трудности. Что же касается недостаточно подготовленных, то их адаптация растягивается на долгие месяцы, порой на весь год. Длительные неудачи в учении, как правило, переходят в неуспеваемость. Возникает отрицательное отношение к учебе, к учителю, к школе вообще. Заблаговременное выявление особенностей подготовленности детей к школьному обучению позволяет дать родителям рекомендации, как лучше подготовить ребенка к поступлению в школу, определить особенности обучения, подход к ребенку.
В любом случаи знание подготовленности и возможностей ребенка помогает определить слабые стороны в развитии, на которые следует обратить внимание, и сильные, на которые можно опереться.
Должно учитываться разнообразие подходов к пониманию предпосылок готовности к школьному обучению, разработанной Д. Б. Элькониным, — наличие новообразования закончившегося возрастного периода и начальных форм следующего. Иными словами — речь идет, с одной стороны, о сформированности игровой деятельности, об определенном уровне развития наглядно — образного мышления, общих познавательных мотивов, о соотношении зрительного и смыслового поля, об использовании символических средств: с другой — о портрете непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитием самоконтроля; об отношении ребенка к школе, учению, учителю, сверстникам, т.е. так называемая «позиция школьника» , по определению Л.И. Божович.
Развитые способности внимания у детей необходимая основа их хорошей обучаемости в школе. Эти способности складываются из умения сосредоточенно (не отвлекаясь) работать над заданием — концентрация внимания; держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию объём внимания; уметь контролировать соблюдение всех условий выполнения какого — либо учебного задания — распределение внимания; выделять из отвлекающего окружения только ту информацию, которая необходима для работы или задана условиями задачи, — избирательность внимания. Немаловажной является способность ребенка достаточно долго сохранять высокую продуктивность в работе, не утомляться при длительном рабочем напряжении выносливость, устойчивость внимания.
В.Котырло подчеркивала немаловажное значение волевого развития дошкольника для успешного обучения в школе. В способности произвольной регуляции детей входят их умение подчинять свою учебную деятельность и поведение заданным правилам, требованиям; умение сдерживать свои эмоциональные порывы, если того требует ситуация ( не говорить вслух на уроке, не кидаться в драку, не заливаться слезами…); умения планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков; способность длительно выполнять неинтересную работу, если это необходимо; подчинять свои минутные интересы и желания будущим, более важным целям. От того, насколько у ребенка развиты эти способности , будут во многом зависеть его успеваемость в школе и его социальное благополучие, благоприятный статус внутри классного коллектива.
Базой для развития интеллектуальных способностей ребенка (Л. А. Венгер, 1997, Н. Н. Поддьяков, 1997 и др.) являются возможности образно — логического, наглядно — действенного (конструктивного) и сенсомоторного мышления ребенка. Без умения анализировать формы объекта, пропорции и размеры их частей (В. В. Давыдов), без умения устанавливать различные типы связей между разными формами, объектами, явлениями или их признаками, без способности строить самостоятельные умозаключения или выводить закономерности на основе анализа, синтеза, индукции и дедукции — без всех этих способностей и умений не может быть успешной учебы ребёнка в школе.
Целью проведения тестов и диагностики является: изучение особенностей готовности ребенка к школьному обучению для последующего учета при организации и проведении развивающей работы (в зависимости от возможностей дошкольного образовательного учреждения цель диагностической работы может быть иной).
Задачи диагностической работы:
1, Изучить особенности мотивационной готовности детей к школе (желание учиться).
2. Изучить особенности развития внимания.
3. Изучить состояние памяти (механической и ассоциативной).
4. Изучить предпосылки учебной деятельности: умение подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого (волевая готовность).
5. Изучить уровень развития наглядно образного мышления (интеллектуальная готовность),
Изучить особенности развития воображения (показатели креативности мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность),
7. Изучить особенности развития мелкой моторики (зрительно — моторная координация).
2. Рисование как вид изобразительного творчества дошкольников
Каждый из видов изобразительной деятельности имеет свои возможности и средства для изображения предметов и явлений, в совокупности давая возможность отображать действительность многообразно и разносторонне.
Рисование — более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация.
Графическая деятельность, нанесение штрихов на бумагу привлекает внимание ребенка еще в преддошкольном возрасте. Дети около полутора лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашом. В младшем дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно, пусть на первых порах нерасчлененно, передавать форму предмета, его цвет. Линейный рисунок карандашом позволяет более четко передать части и детали предмета. В этом процессе большое значение имеет зрительный контроль за движением рисующей руки, за линией, образующей контур предмета. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы, а также игрушки, вылепленные ими из глины, сделанные из бумаги.
Выражение в рисунке связного содержания требует овладения передачей пространства, в котором располагаются предметы, их сравнительной величины, положения относительно друг другу.
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются главным образом сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Наряду с этим у детей воспитывается все более устойчивое внимание к словесным указаниям, не подкрепляемым показом наглядного материала.
Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата. Этот интерес вначале непроизволен и направлен на процесс самого действия. Воспитатель постепенно осуществляет задачу развития интереса к результату, к продукту деятельности. Этот продукт — рисунок, нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.
Постепенно дети все больше начинают интересоваться результатами своей работы, качеством ее выполнения, а не только испытывают удовольствие от самого процесса рисования.
У детей шести-семи лет, находящихся на пороге школы, возникают новые мотивы их интереса к занятиям-осознанное желание научиться хорошо рисовать. Возрастает интерес к процессу выполнения работы по указаниям воспитателя, чтобы получить хороший результат. Возникает стремление исправлять и улучшать свою работу.
Начиная с младшей группы необходимо воспитывать у детей интерес к работам товарищей, доброжелательное отношение к ним, умение справедливо их оценивать. Воспитателю необходимо самому быть возможно более тактичным и справедливым при оценке работы, высказывать свои замечания в мягкой, доброжелательной форме. Только при этом условии он воспитывает дружелюбные товарищеские отношения между детьми.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении в младших группах допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие — медлительны, вялы. В средней группе возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. В старшей группе борьба с медлительностью и частыми отвлечениями от работы приобретает особое значение в связи с подготовкой к школе.
Необходимо заботиться не только о хорошем темпе работы, но и о тщательности ее выполнения, без спешки, которая мешает выполнять работу аккуратно, выразить полностью свой замысел, сделать ее законченной.
Аккуратность и тщательность выполнения работы зависит не только от дисциплинированности, но и от усвоения навыков пользования карандашом, кистью. Навыки по технике рисования связаны с развитием рук ребенка — координированностью, точностью, плавностью, свободой движений. Развитие движений в разных видах изобразительной деятельности объединяется целевой установкой, направляющей это развитие на изображение и передачу формы предметов или на построение узора, на украшение. Овладевают этими навыками все дети очень различно, однако при правильной методике обучения все они овладевают ими в объеме, предусмотренном программой детского сада.
Немалое значение для развития движений имеют те трудовые навыки, которые дети получают в процессе подготовки к занятиям по изобразительной деятельности и уборки после них. С каждым годом пребывания в детском саду возрастают требования к ребятам как в отношении подготовки и уборки, как и в отношении обязанностей дежурных по группе.
У детей неизменно растет ответственность за каждое порученное им дело. Затратив усилие и получив одобрение, ребенок испытывает радость, поднимается его настроение.
Наряду с воспитанием у детей умения быть внимательными к указаниям воспитателя очень большое значение имеет развитие их самостоятельности, инициативы, выдержки. Излишняя опека вредна — дети должны понимать, что надо рассчитывать на свои собственные силы, самостоятельно придумывать, как и что сделать, что вслед за чем выполнять. Воспитатель должен быть готов помочь, но не опекать детей тогда, когда они в этом не нуждаются. Вместе с тем следует помнить, что даже старшие дошкольники не могут быть во всем активными и последовательно деятельными без поддержки воспитателя.
Дети получают удовольствие от рисования, в большой степени благодаря тому, что в эти занятия включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре. Необходимо поддерживать это стремление, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов. Выдумывание сюжета своего рисунка не только доставляет детям удовольствие, что тоже очень важно, но и развивает воображение, выдумку, уточняет представления. Воспитателю необходимо учитывать это, намечая содержание занятий, и не лишать детей радости создания персонажей, изображения места их действия и самого действия доступными им средствами, включая сюда и словесный рассказ.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Уже в младшем дошкольном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы — компонентов эстетического чувства, эстетического восприятия и представлений.
Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.
На занятиях по рисованию у детей развивается речь: усвоение названий, форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.
На занятиях рисованием у детей развивается мелкая мускулатура рук, пальцев; дети приобретают опыт использования простейших орудий: карандаша, кисти, усваивают их специфику; узнают свойства различных материалов: краски, гуаши и др.; возможности и особенности работы с ними.
Рисование должно быть использовано для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления благородных чувств, которые возникают у них.
Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в изделиях, доступных детям дошкольного возраста. Большая роль отводится умению правильно держать карандаш и пользоваться им. Необходимо систематически приучать ребенка к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего не представляется возможности следить за первоначальными фазами развития детского рисунка, т.к. при более позднем обучении ребенка держанию карандаша, первоначальное развитие детского рисования не может быть прослежено с достаточной полнотой.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для развития изображения действительности ребенка, но и для психического развития. В изображении действительности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения.
Так ребенок в детском саду овладевает сложными и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблением некоторых орудий и инструментов, требующими точной координации движений под углом зрения.
3. Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня
готовности детей к обучению в школе
Если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог психолог:
Обследование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению проводит педагог — психолог школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в апреле).
Обследование мотивационной готовности детей к школьному обучению проводит учитель начальной школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в мае).
Обследование волевой готовности детей к школе и зрительно — моторной координации проводят воспитатель подготовительной группы и старший воспитатель ДОУ поточно с группой детей (апрель — май).
Если в дошкольном образовательном учреждении работает педагог — психолог, то всю диагностическую программу проводят под его руководством в октябре и марте. По результатам осеннего обследования выявляют детей с недостаточно сформированной готовностью к обучению в школе и проводят с ними коррекционную — развивающую работу. Результаты весеннего обследования позволяют определить эффективность развивающей и коррекционной работы, проведенной в подготовительной группе, а также сформулировать совместно со школьным педагогом — психологом и учителем начальных классов рекомендации по организации и содержанию развивающей работы с детьми в школе.
Методика «Пиктограмма»
Цель: выявить уровень развития ассоциативного зрительно-словесного запоминания.
Материал: простой карандаш, бумага.
Инструкция. «Я тебе буду говорить слова, а ты к каждому из них сделаешь какой-нибудь рисунок, ко-торый потом напомнит тебе это слово. Постарайся сде-лать рисунок побыстрее, иначе мы не успеем, потому что слов у нас много. Не нужно чтобы рисунки были хорошими. Надо только, чтобы они напоминали тебе те слова, которые я буду говорить».
Примерный перечень слов: грузовик, умная кош-ка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка.
Если же первый рисунок ребенок делает очень под-робным, то напомните ему: «Не надо делать настоя-щий рисунок, надо только чтобы он напомнил тебе слово».
После того как сделаны рисунки ко всем словам, бумага забирается. Вспомнить название слов по рисун-кам предлагают через несколько часов или на следую-щий день.
Оценка результатов:
В — ребенок правильно вспоминает все слова, лег-ко находит и изображает образцы-ассоциации ко всем словам.
С — затрудняется в подборе ассоциаций к абстрак-тным словам; вспоминает не все слова.
Н — затрудняется подобрать ассоциации в боль-шинстве случаев, и его образцы-изображения неадек-ватны и малопонятны. Вспоминает не все слова (мень-ше 8-9 слов).
Методика «Учебная деятельность»
Цель: выявление умений, служащих предпосыл-ками учебной деятельности (подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого).
Материал: тетрадь, состоящая из 4 страниц. На каждой странице изображены три ряда мелких геомет-рических фигур размером 2×2 мм.
Верхний ряд состоит из треугольников, средний — из кружков, нижний — из квадратов. Фигурки нижне-го ряда расположены строго под фигурками верхнего ряда, среднего — в промежутках между ними. Треу-гольников и квадратов по 17 в ряду, кружков — по 16.
В верхней части первой страницы расположена корот-кая полоска из этих фигур, на которой дан образец узо-ра (А). Первая страница вводная, она предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научи-лись рисовать узоры под диктовку взрослого.
А — образец узора;
Б — материал для выполнения вводного и основ-ных заданий (повторяется 4 раза).
Образцы правильного выполнения заданий:
В — вводная серия;
Г — первая серия;
Д — вторая серия;
Е — третья серия.
Инструкция. «Сейчас вы будете рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квад-ратов и кружочков. Вы будете соединять эти фигуры — и получится узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три прави-ла:
два треугольника, два квадрата или квадрат с тре-угольником можно соединять только через кружок;
линия узора должна идти только вперед;
каждое новое соединение нужно начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится
промежутков.
Посмотрите, как можно соединить треугольники и квадраты».
Внимание детей обращают на образец. Затем гово-рят: «Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом».
Проверяют выполнение задания и в случае необ-ходимости исправляют ошибки и объясняют ребенку, в чем он ошибся; в процессе обучения дети производят четыре соединения.
После обучения детям предлагают: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны вни-мательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Повторя-ют правила соединения фигур). Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фи-гурки». Диктуют последовательность соединения фи-гурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды.
После первой серии следуют вторая и третья, ко-торые отличаются только характером узора.
Диктант для первой серии
«Соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квад-ратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треу-гольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треуголь-ником, два треугольника, два треугольника, треуголь-ник с квадратом».
Диктант второй серии
«Соедините квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, два квадрата, ещё раз два квадрата, квадрат с треугольником, два треуголь-ника, треугольник с квадратом, квадрат с треугольни-ком, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником».
Диктант третьей серии
«Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квад-рата, квадрат с треугольником, треугольник с квадра-том, квадрат с треугольником, два треугольника, треу-гольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника». ,
Помощи во время выполнения задания детям не оказывают. После окончания работы тетради собира-ют.
Оценка результатов
Каждое правильное соединение оценивают в 2 бал-ла. (Правильным считается соединение, соответствую-щее диктанту.) Штрафные баллы — по одному — на-числяются:
1) за лишние соединения, не предусмотренные дик-тантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним);
2) за разрывы (пропуски зон соединения) между пра-вильными соединениями.
3) Все остальные виды ошибок не учитываются.
В — 71-72 балла;
С — 43-70 баллов;
Н — 42-0 баллов за всё задание
Методика «Копирование письменных букв»
Цель: выявление уровня зрительно-моторной ко-ординации.
Инструкция. Ребенку предлагают скопировать про-стое предложение из трех слов, написанное письмен-ными буквами русского языка (7-9 букв). Расстояние между словами образца примерно в полбуквы Ю (Он ел суп. Кот да мыши.)
Оценка результатов
Высокий уровень — четко скопирован обра-зец. Размер букв не превышает эталон более чем в два раза. Предложение разделено на три слова. Отклоне-ние записи от горизонтальной линии — не более 30 гра-дусов.
Средний уровень — можно четко разобрать хотя бы четыре буквы образца, и хотя бы одно слово в записи явно выделено.
Низкий уровень — нет разбивки на слова; каракули.
Рисуночные тесты были проведены с детьми подготовительной группы.
Итоги проведения рисуночных тестов:
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Возраст |
Методика «Пиктограмма» |
Методика «Учебная деятельность» |
Методика «Копирование письменных букв» |
Методика «Зеркало» |
|
1 |
Миша К. |
6 л 8 м |
_ |
_ |
_ |
_ |
|
2 |
Настя С. |
7 л 2 м |
_ |
_ |
_ |
_ |
|
3 |
Ксюша П. |
7 л |
_ |
_ |
_ |
_ |
|
4 |
Кирилл П. |
7 л 1 м |
_ |
_ |
_ |
_ |
|
5 |
Максим Б. |
7 л |
_ |
_ |
_ |
_ |
Вывод: Проведенные тесты показывают, что дети готовы к освоению письма на разных уровнях. Некоторые тесты вызвали особые затруднения. Такие как «Учебная деятельность», так как ни один ребенок не справился на высоком уровне с заданием.
Доступным был тест «Пиктограмма», который вызвал интерес у детей. Итоги проведения тестов доказывают индивидуальность в обучении, так как дети по разному справлялись с заданием, при этом было разное время выполнения теста.
Наиболее высокие результаты продемонстрировали: Ксюша П. И Настя С. Эти дети с интересом выполняли задание, четко выполняли инструкцию, добивались качественного результата.
Наименьший результат продемонстрировали Миша К. и Максим Б., так как они допустили много ошибок в выполнении теста «Пиктограмма».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разнообразная самостоятельная практическая деятельность не только оказывает ценное общеразвивающее воздействие на личность старшего дошкольника, но и заключает в себе большие возможности для подготовки к овладению письмом в школе. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонко-координированных графических движений. Техника письма тре-бует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, пра-вильной координации движений тела, зрительной сосредоточен-ности и способности к произвольной регуляции деятельности, а также определенной функциональной зрелости коры головного мозга.
Овладение письмом — длительный, трудоемкий процесс. Зна-чительное число шести- и семилетних школьников испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Ученые отмеча-ют, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устрем-лений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.
Задача детского сада состоит в том, чтобы в содружестве с семьей подготовить детей к письму, т.е. по возможности раз-вить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для накопления ребенком двигательного и практиче-ского опыта и прежде всего ручной умелости, без которой не-возможно быстро и успешно освоить навык письма. Воспита-тель должен своевременно разъяснить родителям будущих школьников важность именно подготовки детей к письму, а не его непосредственному обучению, что, к сожалению, имеет ме-сто в ряде семей и чаще всего приводит к формированию не-правильной техники письма.
Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Она включает в себя ряд взаимосвязанных моментов:
развитие ручной умелости (выполнение разнообразных прак-тических дел, создание поделок с помощью различных инстру-ментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);
развитие у детей чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью гра-фических упражнений).
ЛИТЕРАТУРА
1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада — 2-е изд., перераб. и допол. — М., 1986.
2. Буре Р.С. Готовим детей к школе: Книга для воспитателя детского сада. — М., 1987.
3. Воспитание и обучение в детском саду. / Под ред. Запорожца А.В. и Марковой Т.А. — М., 1976.
4. Дзюба В.Д., Грачева Н.М., Бабичене Д.К. и др. Мастера дошкольного воспитания: Из опыта работы детских садов, отмечен медалями ВДНХ — М., 1989.
5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. — М., 1969.
6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, — М., 2000.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. — М., 1990.
Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников». — М., 1970.
Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. — М., 1985.
10. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар. искусство в художественном воспитании детей. Из опыта работы. — М., 1969.
11. Маркова Е. — воспитатель яслей — сада № 64. Помогите детям увидеть мир многоцветным! Игры и упражнения для развития координации и точности движений и отработка правильного нажима. II Дошкольное воспитание — № 12. 1996.
12. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.
13. Педагогический поиск I Сост. Баженова И.Н. — М., 1989.
14. Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. — М., 1978.
15. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста — М., 1994.
16. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей. — М. 1982.
17. Тонкова Р.В — Ямпольская, Черток Т.Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста: (От рождения до 7 лет). — М., 1987.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. — М., 1996.
19. Художественное воспитание в детском саду: Из опыта работы детских садов Ленинграда. / Ред. Данилова Е.А.. — М., 1959.
Нужна похожая работа?
Оставь заявку на бесплатный расчёт