Разработка информационной системы для сельской школьной библиотеки

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Забота о воспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекает внимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозных конфессий.

Все школьные библиотеки должны стать центром общедоступной информации как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования.

Школьная библиотека сегодня должна решать многофункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Информационная среда 21 века меняется быстро, соответственно меняется и роль школьных библиотек. Читатель школьных библиотек становится активным читателем других библиотек.

Лучшие передовые зарубежные идеи библиотечной компьютеризации, можно заимствовать или идти другим путем: делая собственные разработки.

Цель дипломного проекта разработка информационной системы для сельской школьной библиотеки.

Для достижения цели дипломного проектирования необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть библиотеку как элемент образовательной среды;

-изучить правительственную концепцию поддержки и развития детского чтения;

-проанализировать технологии работы библиотек общеобразовательных учреждений;

-описать результат обследования предметной области;

-разработать техническое задание на разработку информационной системы для библиотеки сельской школы;

-построить функциональную модель деятельности школьной библиотеки

— сделать описание входных и выходных потоков информации;

— провести разработку информационной системы на основе выбранного типа СУБД;

— протестировать базу данных.

Объектом исследования является сельская школьная библиотека.

Предметом исследования выступает разработка информационной системы для сельской школьной библиотеки.

ГЛАВА 1. РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Библиотека как элемент образовательной среды

Библиотека в школе это информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки — функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Школа ставит задачу — создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе — внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека.

В работе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующих формированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить, реализовать свой творческий потенциал. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка. Их отношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения, одиночества и др.). Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

В хорошо всем нам известной газете «Библиотека в школе» одна из статей начиналась словами: «Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школе больше, чем просто библиотека». И не только школьная, но и любая учебная библиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.

1.2 Концепция поддержки и развития детского чтения

В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколений. Для того чтобы эта политика была целенаправленной, необходима разработка различных концептуальных материалов, отражающих системное видение основных проблем в этой сфере, подчеркивающих приоритетность юных читателей, выстраивающих стратегию деятельности властных структур, общественных организаций и различных институтов инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения.

Приоритетность читателей в возрасте от дошкольника до восемнадцати определяется не только естественными для зрелой цивилизации гуманистическими традициями, но и особой значимостью читательской активности как средства социализации и индивидуального развития в период взросления.

Государственные структуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательного заведения, набирающие силы гражданское общество страны ответственны за создание информационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровня грамотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые для человечества ценности решается путем культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как в средстве полноценной самореализации. Детство и юность, прожитые без книги, могут обеднить всю последующую жизнь, обречь на неполноценное существование, запрограммировать отставание практически во всех областях человеческой деятельности. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда.

Понимание данной темы побудило научно-педагогический коллектив Центра чтения одного из регионов нашей страны разработать Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения. Концепция выполняет функцию закрепления имеющихся достижений программно- проектной деятельности в данном направлении, обозначения наиболее острых проблем детского и юношеского чтения; выявления возможностей их комплексного решения на основе консолидированных усилий различных институтов и рационального пользования региональных ресурсов.

Стратегической целью является разработка системы поддержки и развития детского чтения.

Достижению поставленной цели должен предшествовать предварительный анализ проблемной ситуации в сфере детско-юношеского чтения.

В сфере управления должны быть выявлены все возможности для поддержки институтов инфраструктуры детского и юношеского чтения. Необходимо осознание приоритетности поддержки названных институтов; это должно найти отражение в преимущественном финансировании учреждений: укрепление их материальной базы, наращивание технического оснащения, повышение привлекательности и доступности для юного потребителя книжно-журнальной продукции и пользователя библиотеки.

Стимулирование чтения невозможно без упорядочения информационно-книжной среды, составляющей ресурсную базу детского и юношеского чтения. Для диагностики состояния этой инфраструктуры целесообразно осуществить:

-мониторинг в области институтов книжного дела, ориентированных на развитие детско-юношеского чтения: издательств, книжных магазинов, библиотек;

-оценку таких важнейших составляющих ресурсной базы детско-юношеского чтения как библиотечные фонды и ассортимент книжного рынка;

-определение особенностей продвижение книги в названных институтах.

Это необходимо для выявления проблемных областей, требующих упорядочения инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения с целью выравнивания возможностей доступа к книжно-журнальной продукции, электронным информационным сетям на различных территориях.

1.3 Технологии работы библиотеки общеобразовательного учреждения

Библиотеки, осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования, находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций, образования и науки. Специалисты библиотек выделяют в качестве особого важного направления работу с учащейся молодежью.

В двадцать первом веке значительно возрос поток информации, специально адресованной школьной библиотеке.

До середины 70-х годов школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей, что ее функции, задачи и, соответственно, фонды были ориентированы лишь на поддержку учебно-воспитательного процесса. На уровне законодательных актов федерального значения статус школьной библиотеки до сих пор практически не обозначен.

Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки практики на роль школьных библиотек в будущем и деятельность школьного библиотекаря. Суть первого — в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотек нового подразделения- медиа-теки, или школьного библиотечного медиа-центра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиа-специалиста; второй состоит в том что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора; третий- в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений со специфическими функциями.

Совокупный фонд школьных библиотек составляет около 1 миллиарда томов. Каждая из них имеет в среднем в своем фонде 15 тысяч экземпляров, почти половину которых составляет учебная литература. На одну библиотеку приходится 300 читателей-школьников.

Наблюдается существенная разница между среднестатистической городской и сельской школьной библиотекой. Объем фонда в городе- 33 тыс. экз., в том числе 16 тыс. учебников, на селе-8 тыс. экз., в том числе 3 тыс. учебников.

Книгообеспеченность одного школьника составила около 48 экз. литературы, в то числе 23 экз. учебников.

Библиотеки испытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают не систематически, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве, образовательные учреждения не в состоянии заказывать именно ту литературу, которая им необходима.

Фонды современной библиотеки образовательных учреждений- это не только традиционная печатная продукция, но и нетрадиционные пока что виды документов.

Значительная часть библиотек имеет кино-, фото- и фоно-документы, а наиболее «продвинутые» — электронные носители информации, используются возможности локальных и глобальных компьютерных сетей. Появляются изменения в видовом и содержательном составе фондов: они формируются качественными ученическими рефератами, научными изданиями.

Большинство образовательных учреждений располагают, как правило, основными учебниками из Федерального перечня, что, естественно, ограничивает выбор учителей и учащихся, затрудняет реализацию вариативных учебных программ, дополнительных учебных курсов и дисциплин.

Деятельность школьных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объем книговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированный справочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно и поддерживается на высоком профессиональном уровне. Библиотеки контролируют процесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органами управления образованием.

Школьные библиотеки отказываются от единовременной выдачи комплектов учебников в сентябре сроком на весь учебный год. Теперь этот процесс ведется в течении всего года, что связано с круглогодичной поставкой изданий, выпуском новых, использованием альтернативных учебников, необходимость обращения к изданиям прошлых лет при изучении отдельных тем и подготовки рефератов и докладов.

Таким образом, работа с учебным фондом объемна, разнообразна по содержанию и технологиям и требует от школьных библиотек весомых трудозатрат.

«В настоящее время происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстро меняющимся условиям общественной жизни, обновление его средств, форм и методов»,- данное утверждение одного из отечественных библиотековедов в полной мере справедливо и для школьных библиотек.

Содержание и технология работы библиотеки определяются совокупностью целей: общей (стратегической), основными (перспективными) и конкретными (текущими).

Технология работы — это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальное функционирование школьной библиотеки.

Технология определяется на основе инструктивных и методических материалов по следующему кругу вопросов:

-планирование и отчетность;

-формирование фондов;

-организация и хранение фондов;

-учет и обработка документов;

-ведение справочно-библиографического аппарата библиотеки;

-организация справочно-библиографического и информационного обслуживания;

-продвижение информационной продукции и услуг;

-работа с читателями.

Основная цель соблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечить содействие всестороннему развитию личности всех групп читателей, в том числе оказать им специфическими информационно-библиотечными средствами помощь в накоплении человеческого капитала.

Теория человеческого капитала выдвинута и обоснована американскими экономистами в середине 20 века. Позднее рядом других ученых из разных стран положения теории перенесены в социальную сферу и адаптированы для нее. Под человеческим капиталом в самом общем виде понимается воплощенный в человеке запас здоровья, способностей, знаний, навыков, мотиваций, психологических установок и этических норм. Можно говорить о том, что деятельность библиотеки, направленное на гармоничное развитие личности читателя, содействует накоплению и приумножению им человеческого капитала.

В современной библиотечной практике выделяются три подхода к определению всестороннего гармоничного развития личности:

-отождествление этого понятия с всесторонней функциональностью личности;

-акцент исключительно на интеллектуальном развитии, то есть отождествление с процессом накопления знаний и повышением образовательного уровня;

-представление о всестороннем развитии личности юного читателя как об абстрактном идеале.

В интересах подлинно гармоничного развития читателя в интересах наращивания и постоянной актуализации им человеческого капитала, следует рассматривать эти подходы не как взаимоисключающие установки, а как их комплекс.

В этом случае библиотекарю удастся преодолеть односторонность каждого из них и сохранить все позитивные аспекты. Содействие этому динамическому и многоплановому процессу является магистральным направлением деятельности любой библиотеки, обслуживающей детей и юношество.

Специалисты Московского государственного университета культуры в 90-е годы 20 века в учебном пособии по организации библиотечного обслуживания определили стратегические и соответствующие им перспективные цели:

-содействие формированию мировоззрения читателей;

-пропаганда среди читателей общечеловеческих нравственных ценностей;

-правовое, экологическое и эстетическое воспитание школьников;

-информационная поддержка образовательной и самообразовательной деятельности.

В настоящее время можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность до настоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условиях информационного общества, их адаптации к современному сложному информационному пространству.

В одном из выступлений А.А. Демидов, заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», говорил: «Развитие в России информационного общества- задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно- жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они — жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто работает сегодня с информационно-коммуникационными технологиями, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру, но также учителям и библиотекарям. Безусловно, главное при построении информационного общества- это четко оформленная виде планов и программ государственная политика, однако изменение общества — это задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимо изменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что может дать информационное общество его гражданам и как можно способствовать его созданию».

Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество- это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации, и тем самым — к образованию, духовным и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития в России информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, кто работает с детьми и информацией. Таким образом можно говорить, что все перспективные цели деятельности школьных библиотек связаны между собой, дополняют друг друга и, как правило, реализуются в комплексном единстве. Перспективные цели деятельности в обобщенном виде закрепляются в миссии библиотеки.

Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий технологию библиотечного обслуживания рассматривали без связи с результатом использования технологий- то есть без связи конкретными услугами.

В настоящее время технологический процесс обслуживания характеризуется как последовательность действий библиотекаря и коллектива библиотеки над предметом труда (запросом), направленных на предоставление читателю определенной услуги.

Различают технологические процессы, результатом которых являются услуги разных форм и технологические процессы предоставления услуг одной формы. Среди последних тоже встречаются различия. Например, выполнение заявки по листку читательского требования или без него, то есть при приеме запроса в устной форме.

Технологические процессы состоят из определенных элементов- действий и технологических операций, процедур (комплексных операций), этапов.

Например, технологический процесс представления документа из подсобного фонда школьной библиотеки для работы в читальном зале имеет следующий вид:

— прием запроса в устной форме;

-подбор документа в фонде и передача его в читальный зал;

— выдача документов читателю;

-прием документа от читателя и организация его временного хранения;

-передача документа в фонд, расстановка документа в фонде.

Выдача документа на абонементе от выдачи в читальном зале отличается следующими операциями: слежение за сроком пользования документом, продление срока пользования, прием документа взамен испорченных и утерянных, запись новых читателей.

Специфичность технологических процессов при выполнении различных форм услуг не исключает наличие общих операций и процедур в разных технологических процессах. Независимо от того, какое мероприятие организуется, выставка или библиотечный вечер, в технологических процессах их выполнения обязательны такие элементы, как:

-определение групп читателей, для которых необходима услуга;

-планирование мероприятия;

-определение времени и места его провидения;

-разборка сценария и/ или тематико-экспозиционного плана;

-отбор документов;

-подготовка текста;

-оформление помещения;

-организация временных и/ или постоянных картотек.

Технологический процесс выполнения такой услуги, как выставка новых поступлений, строится следующим образом:

— выявление и фиксация пожеланий пользователей(запросов), свидетельствующих об их интересе к определенной теме;

— определение ответственного исполнителя за подготовку выставки;

-уточнение цели, аспекта темы, места и времени проведения выставки в соответствии с особенностями (потребностями; уровнем литературной подготовки и др.) пользователей, на которых ориентирована выставка;

-организация рекламы (например, объявление), работа с документами (просмотр библиографических пособий, в том числе, каталогов).

-обор документов согласно целевому и читательскому назначению выставки, заказ при необходимости документов по МБА, поиск в фонде, ознакомление с каждым документом. Отбор документов для экспонирования, фиксация отобранных документов (например, вторичных, в картотеке).

— сбор элементов, цитат;

-разработка тематико-экспозиционного плана выставки;

-размещение материала на витринах, стендах, столах и др.

-сбор отзывов о выставки, анкетирование;

-закрытие выставки, возврат документов на хранение или для выдачи читателям;

-анализ эффективности выставки.

Представленный подход к технологии библиотечного обслуживания позволяет строить алгоритмы выполнения каждой библиотечной услуги по принципу набора элементов, составляющих весь технологический цикл. Стандартизация отдельных процедур и операций существенно ускоряет

Процесс библиотечного обслуживания. При автоматизации процесса обслуживания, при реализации изложенного выше подхода целесообразно создавать банки данных, например, «Пользователи библиотеки», которые бы аккумулировали сведения об отдельных читателях, читательских группах, сформулированных по различным признакам, об учащихся школы и учителях, еще не обращавшихся в библиотеку. В базе можно отражать информационные потребности, интересы читателей, делать пометки о динамике их читательского развития и приобретении библиотечно-библиографических знаний.

База данных « Библиотечные услуги» могла бы носить справочный характер, содержать аннотированный перечень всех видов услуг, алгоритмы выполнения каждой услуги, подсобные материалы, которые уже использовались или могут использоваться при выполнении той или иной услуги. Кроме того, в школьной библиотеке возможно ведение интегрированного банка данных, охватывающего многие процессы.

Большинство школьных библиотек в настоящее время не компьютеризованно, и учет технологических процессов производится вручную, используя учетно-технологические документы. К числу таких документов относятся листки читательских требований, читательские и книжные формуляры, картотеки регистрации читателей, тетрадь учета выполненных справок, тетрадь учета отказов и т. д. Поскольку трудоемкость ручной фиксации каждого элемента технологического процесса обслуживания очень велика, то школьные библиотеки по согласованию и в соответствии с рекомендациями методических служб(различного уровня- от районной до региональной) выбирают набор учетно-технологических документов, наиболее адекватно отражающих их деятельность, особенности организации обслуживания читателей.

В настоящее время библиотеки всех типов, в том числе и школьные, ощущают необходимость активизировать свою деятельность по разработки массовых и групповых мероприятий, соответствующих информационным потребностям и интересам читателей. Кроме того, инновационные процессы, происходящие в системе школьного образования, требуют разработки новых видов информационной продукции, адресованной учителям. Все эти обстоятельства стимулируют творческую активность школьных библиотекарей, и их лучшие разработки становятся достоянием не какой-либо одной школы, а всего профессионального сообщества. При этом доля рутинных операций в библиотечном деле многократно возрастает. Рутинные операции достаточно легко поддаются формализации, что позволяет автоматизировать работу многих участков библиотеки.

Это не только электронные каталоги, но и автоматизированные учетные структуры, веб-сайты, постоянно действующие виртуальные выставки.

Выводы к первой главе

1. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.

2. Задача воспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные, технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые для человечества ценности решается путем культивирования в человеке читателя с раннего детства, формирования у него потребности в чтении как в средстве полноценной самореализации.

3. Специфичность технологических процессов при выполнении различных форм библиотечных услуг не исключает наличие общих операций и процедур в разных технологических процессах.

4. Рутинные операции достаточно легко поддаются формализации, что позволяет автоматизировать работу многих участков библиотеки.

библиотека база данные поток

ГЛАВА 2. ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

2.1 Описание результатов обследования предметной области

Библиотека включает в себя абонементы, читальные залы и справочную систему каталогов и картотек. Читателями библиотеки школы имеют право быть: ученики и учителя. Различные категории читателей среди прочих обладают характеристиками, специфическими для своей категории: для ученика это номер класса, для учителя — звание и т.д.Читатели библиотеки имеют право получать книги и другие источники информации на всех пунктах выдачи библиотеки (абонементах и читальных залах), а также получать необходимые издания по межбиблиотечному абонементу, сделав предварительно заказ. Читатели, приходящие на пункт выдачи, обязаны иметь при себе читательский билет с отметками о записи и перерегистрации текущего года на данном пункте выдачи. При выбытии из школы (окончание обучения, увольнение) читатели обязаны вернуть числящиеся за ними издания и сдать читательские билеты. За нарушение правил пользования библиотекой читатели лишаются права пользования всеми пунктами обслуживания библиотеки на установленные администрацией сроки (от 1 до 6 месяцев). В случае утери или порчи книг читатель обязан заменить их такими же или другими изданиями, признанными библиотекой равноценными, или же возместить их 10-кратную стоимость. В случае невозвращения в библиотеку книг в установленный срок, читатель обязан заплатить штраф.

Срок пользования литературой для различных категорий читателей и количество выдаваемых изданий на каждом абонементе определяется администрацией, исходя из вида литературы и категории читателя. Число книг, выдаваемых в читальных залах, не ограничивается.

При поступлении новых изданий в библиотеку они должны быть внесены в картотеку с указанием их количества для каждого абонемента и читального зала. Выдача книг, сроки, штрафы и т.п. собираются и обрабатываются администрацией.

Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются: обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов; обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию; формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность. А также развивала и поддерживала в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного периода.

Школьная библиотека — это первый информационный центр для учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных. Литература для учащихся младших классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи». Фонд учебников расположен на отдельном стеллаже. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделяют устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, необходимо продолжать пополнять и редактировать картотеку учебников. В формировании заказа участвуют руководители администрация школы.

2.2 Разработка технического задания на разработку информационной системы для библиотеки сельской школы

Техническое задание необходимый компонент процесса разработки информационной системы. Этот документ разрабатывается в соответствии с требованиями заказчика на основе ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

Техническое задание

1. Общие сведения:

— Полное наименование системы: Информационная система для библиотеки сельской школы

— Шифр темы: Библиотека сельской школы

— Наименование предприятий: Разработчик Штруба В. С., заказчик МОУ СОШ п. Солнечный

— Перечень документов, на основании которых создается система: Задание на проектирование системы в рамках курсового проекта

— Сведения об источниках и порядке финансирования работ: Работы проводятся в рамках подготовки дипломного проекта на безвозмездной основе.

— Порядок оформления и предъявления заказчика результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы: Оформление результатов работ осуществляется после каждого этапа выполнения работы

2. Состав и содержание:

— Назначение системы

Разрабатываемая система предназначена для учета поступления книг и использования ресурсов (книг) .

2.1. Цели создания системы:

Упорядочить учет выдачи, списания, обновления фонда

2.2. Объекты автоматизации:

— Журнал для записи и выдачи книг;

— Журнал новых поступлений;

— Журнал записи редких изданий.

Характеристики объектов автоматизации:

— При автоматизации учета выдачи, списания, обновления фонда необходимо получать, хранить и обрабатывать информацию в журналах перечисленных в пункте 2.2.

— Условия эксплуатации объекта автоматизации не требуют введения каких-либо специальных мер. Система эксплуатируется в оборудованном помещении.

Требования к системе:

— В структуре системы должны быть предусмотрены как функциональная, так и обеспечивающие подсистемы. Разрабатываемая информационная система должна содержать функциональную подсистему, обеспечивающую задачи предметной области: система должна на основе плана работы библиотеки составить смету на выполнение работ, должна поддерживать актуальность графика сменности.

Обеспечивающие подсистемы: алгоритмическая подсистема, математическая подсистема, информационная подсистема.

Для обслуживания системы не требуется специалисты высокой квалификации. Систему может обслуживать один пользователь, уверенно работающий с MS Office.

— Требования безопасности те же, что и при работе с компьютерной техникой.

— Доступ к информации в разрабатываемой системе ограничен паролем доступа для определенной группы людей (сотрудников библиотеки).

— Для обеспечения необходимых расчетов, ввода и хранения информации необходимо использовать современные СУБД: реляционные или объектно-ориентированные, например, СУБД Access.

Технические средства: ПК с наличием usb-входов, принтер.

2.3 Построение функциональной модели деятельности школьной библиотеки

Для выявления слабых сторон в автоматизации процессов, обеспечивающих библиотечную деятельность, была построена функциональная модель по классической методологии IDEF0.

IDEF0 — методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания бизнес-процессов. Отличительной особенностью IDEF0 является её акцент на соподчинённость объектов. В IDEF0 рассматриваются логические отношения между работами, а не их временная последовательность (поток работ).

Стандарт IDEF0 представляет описание модели в виде набора модулей,

Описание выглядит как «чёрный ящик» с входами, выходами, управлением и механизмом, который постепенно детализируется до необходимого уровня. Также для того чтобы быть правильно понятым, существуют словари описания активностей и стрелок. В этих словарях можно дать описания того, какой смысл вы вкладываете в данную активность либо стрелку.

Рис. 1. Диаграмма А-0. Деятельность сельской библиотеки

На диаграмме А-0 представлен в общем виде процесс функционирования школьной библиотеки. Показаны основные информационные потоки.

На диаграмме А0 представлен в общем виде тот же процесс функционирования школьной библиотеки, но — развернуто. Показаны основные информационные потоки как граничные, так и потоки, порождаемые соответствующими подпроцессами.

Рис. 2. Диаграмма А0. Деятельность сельской библиотеки

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МОУ СОШ П. СОЛНЕЧНЫЙ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА

3.1 Описание входных и выходных потоков информации

Для достижения поставленной цели дипломного проектирования необходимо выявить основные входные, выходные потоки информации, проанализировать формы их представления и периодичность обработки соответствующих документов.

При разработке базы данных «Сельская школьная библиотека» было проведено обследование предметной области. В результате были проанализированы основные библиотечные процессы, выявлены информационные потребности работников библиотеки, изучены формы входных и выходных документов, отчетов. В разрабатываемой информационной системе необходимо учесть, что в качестве входных потоков информации должна рассматриваться информация такого вида:

— информация о читателях;

— информация о книгах;

— информация о зарезервированных книгах;

— информация о выданных книгах.

Описание выходных документов представляет собой перечень таких вторичных документов, как отчёты по работе с читателями, подготовка статистики по выдаче книг за текущий день и иные периоды, составление списка задолжников, составление сведений об обновлении книжного фонда.

Автоматизация рутинных операций позволяет пользователю значительно ускорить процессы обработки заявок на книги, уменьшить время поиска, например, сделав запрос выборки данных из базы данных по местам хранения.

В проектируемой базе данных предусмотрено, что доступ к данным будет осуществляться только в соответствии с правами доступа. Сотрудники библиотеки им возможность получать информацию в соответствии с паролями.

3.2 Выбор СУБД и создание схемы данных

Существуют различные подходы к проектированию систем, но при любом подходе к проектированию систем разработка базы данных является основополагающим элементом. База данных — ядро информационной системы. В зависимости от выбранной модели различают реляционные, иерархические, сетевые БД, объектно-ориентированные БД.

В практической работе в качестве среды разработки выбрана среда СУБД Access. На рисунке 3 представлена схема базы данных, разработанная в соответствии с техническим заданием.

Для автоматизации процессов поиска, хранения, выдачи книг и создания отчетов по деятельности библиотеки на основе выбранной СУБД Access разработана база данных для школьной сельской библиотеки. СУБД Access базируется на реляционной модели данных. Выбор СУБД обусловлен доступностью среды разработки, наличием необходимых встроенных механизмов и хорошим качеством поддержки разработчика и пользователя.

На схеме данных представлены отношения (таблицы) как связные так и объектные. Связные отношения содержат внешние ключи. На схеме четыре объектные отношения (рис.3).

Рис. 3. Схема БД информационной системы сельской школьной библиотеки

На схеме данных (рис.3) показаны такие таблицы:

ѕ «Ученик»;

ѕ «Учитель (Классный руководитель)»;

ѕ «Класс»;

ѕ «Книги»;

ѕ «Хранение»;

ѕ «Формуляр»;

ѕ «Читательский билет»;

ѕ «Сотрудники»;

ѕ «Должность сотрудников».

Пример связного отношения приведен на рис.4 Таблица «Класс» состоит из следующих полей: КодКласса (ключевое поле -первичный ключ) — тип данных: счётчик; №класса- тип данных: числовой, совпадения допускаются; профиль обучения -тип данных: текстовый.

Рис.4. Таблица «Класс»

На рис. 5. Приведена схема отношения. Таблица «Книги» состоит из четырех полей: код книги — счётчик (ключевое поле); автор — тип данных: текстовый, год издания — тип данных: дата/время, краткий формат даты, код хранения — тип данных: числовой.

Рис.5. Таблицы «Книги»

Таблица «Сотрудники» включает в себя такие поля: код сотрудника — тип данных счётчик (ключевое поле); ФИО — тип данных: текстовый.

Схема этого отношения приведена на рисунке (Рис. 6.).

Рис.6. Таблицы «Сотрудники»

Нужные поля для таблицы «Ученики» таковы: код ученика — тип данных: счётчик (ключевое поле), ФИО — тип данных: текстовый обязательное; класс — тип данных: числовой, длинное целое; год поступления числовой, длинное целое; код ученика — тип данных: дата/время, краткий формат даты. Рис. 7.

Рис.7. Таблица «Ученики»

Поля, которые присутствуют в таблице «Учитель (Классный руководитель)»: код учителя — счетчик, ключевое поле; ФИО — тип данных: текстовый, размер — 50, необязательное, совпадения не допускаются; Должность-тип данных: текстовый, размер — 50; код класса — тип данных: числовой, мастер подстановок. Рис. 8.

Рис.8. Таблица «Учитель (Классный руководитель)»

В таблице «Хранение» присутствуют поля: код хранения- тип данных: счётчик (ключевое поле); УДК — тип данных: текстовый, размер поля- 50, обязательное; №книги-числовой, длинное целое. Рис. 9.

Рис.9. Таблица «Хранение»

Используется механизм подстановок: из родительской таблицы данные представляются в дочернюю.

Таблица «Читательский билет» содержит поля: код читательского билета- тип данных: счётчик (ключевое поле); №читательского билета — тип данных: числовой; код ученика — тип данных: числовой, мастер подстановок; Код учителя -числовой, длинное целое, мастер подстановок. Рис. 10.

Рис. 10. Таблица «Читательский билет»

Необходимые поля для таблицы «Формуляр» таковы: код формуляра- тип данных: счётчик (ключевое поле, первичный ключ); №записи — тип данных: текстовый; дата записи — тип данных: дата/время, краткий формат даты; код книги — тип данных: числовой, длинное целое; код сотрудника — тип данных: числовой, длинное целое, мастер подстановок; код читательского билета — тип данных: числовой, длинное целое, мастер подстановок. Рис. 11.

Рис. 11. Таблица «Формуляр»

В данной таблице указаны поля: код должности сотрудника — тип данных: счетчик; должность: тип данных — текстовый; дата приема на работу: тип данных — дата/время, краткий формат даты. Рис. 12.

Рис. 12. Таблица «Должность сотрудника

Для ввода данных разработаны формы с именами, соответствующими именам таблиц. Для удобства пользователя доступ к формам осуществляется через кнопочный интерфейс.

Схема базы данных разработана в третьей нормальной форме. Все отношения базы данных находятся в третьей нормальной форме. Это позволяет утверждать, что данная модель представляет собой полную информационную модель.

3.3 Тестирование БД

Тестирование базы данных необходимо для того, чтобы убедиться в работоспособности БД. Для этого составляются запросы в БД различных видов: на выборку, с расчетными полями, параметрические, с группировкой данных, на обновление, на удаление.

Пример запроса: Вывести список книг, взятых конкретным учеником. ФИО задать как параметр.

На рис.13 запрос представлен в режиме конструктора

Рис. 13. Запрос 1. «Какие книги были выданы читателям»

Пример запроса: Вывести список книг конкретного автора с указанием мест хранения в библиотеке. ФИО автора задать как параметр.

На рис.14 запрос представлен в режиме конструктора

Рис. 14. Запрос 2 «Найти книги в соответствии с ФИО автора книги»

Пример запроса: Определить по номеру читательского билета в каком классе учится соответствующий ученик и кто его классный руководитель.

На рис.15 запрос представлен в режиме конструктора

Рис. 15. Запрос 3. «Найти ученика по №читательского билета и определить в каком классе он учится»

Пример запроса: Определить по ФИО_Ученика в каком классе учится задолжник и кто его классный руководитель.

На рис.16 запрос представлен в режиме конструктора

Рис. 16. Запрос 4. «Поиск задолжника по ФИО»

Для удобства работы с записями различных таблиц была создана, с помощью которой можно открыть любую таблицу, необходимую для просмотра, обновления и изменения информации. Кнопочная форма представлена на рис. 17.

Рис. 17. Кнопочная форма базы данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выпускная квалификационная работа выполнена на актуальную тему «Разработка информационной системы для сельской школьной библиотеки».

Цель дипломного проектирования разработать информационную систему для школьной библиотеки Саратовской области Федоровского района МОУ СОШ п. Солнечный достигнута.

В ходе выполнения дипломного проекта были решены следующие задачи:

-рассмотреть библиотеку как элемент образовательной среды;

-изучить правительственную концепцию поддержки и развития детского чтения;

-проанализированы технологии работы библиотек общеобразовательных учреждений;

-описана предметная область на основе проведенного обследования;

-разработано техническое задание на разработку информационной системы для библиотеки сельской школы;

-построена функциональная модель деятельности школьной библиотеки;

— описание входные и выходные потоки информации;

разработана информационная система на основе СУБД Accеss;

— протестирована разработанная реляционная база данных.

В выпускной квалификационной работе для построения информационной системы, обеспечивающей автоматизацию ручных операций по обеспечению процессов хранения, поиска, учета выдачи и возврата учениками, на основе анализа результатов обследования предметной области было разработано техническое задание. В техническом задании (ТЗ) нашли отражения требования пользователей системы — библиотечных работников.

На основе ТЗ разработана функциональная модель деятельности сельской школьной библиотеки. Функциональная модель, в свою очередь, послужила материалом для выявления неавтоматизированных участков в работе библиотеки.

Выбор СУБД как среды разработки определялся техническими возможностями сельской библиотеки. В результате на основе СУБД Access построено ядро информационной системы — база данных.

Для удобства работы пользователей разработан кнопочный интерфейс.

Для тестирования базы данных разработаны соответственные запросы. Выполнение этих запросов позволяет судить о нормальной работоспособности информационной системы для сельской школьной библиотеки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Федеральные законы и иные подзаконные акты

1. РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Опубликован: 31 декабря 2012 г. в «Российской газете» — Федеральный выпуск №5976 Вступил в силу:1 сентября 2013 г.

2. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле». Российская газета.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 4: Раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»: Глава 70 «Авторское право». Российская газета.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Российская газета.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Российская газета.

6. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Российская газета.

7. ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Термины и определения.

8. ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

9. ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

10. ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.

11. ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.

Основная литература

12. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 272 c.

13. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х т.Т. 1. Локальные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 352 c.

14. Гетц Кен; Джинберт Майкл; Литвин Пол Access 2000. Руководство разработчика. Том 1. Настольные приложения. том 1; Киев: BHV, 2008 576 c.

15. Голицына О.Л. Базы данных / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — М.: Форум, 2004. — 352 c.

16. Голицына О.Л. и др. Базы данных; Форум; Инфра-М, 2013. — 399c.

17. Гринченко Н.Н. и др. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access; Горячая Линия Телеком,2012. — 613 c.

18. Голицына О.Л. Базы данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. — М.: Форум, 2012. — 400 c.

19. Каратыгин С.А. Access 2000 на примерах. Руководство пользователя с примерами; М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. — 376 c.

20. Карпова И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. — СПб.: Питер, 2013. — 240 c.

21. Кириллов В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 464 c.

22. Кошелев В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. — М.: Бином-Пресс, 2009. — 592 c.

23. Кузин А.В. Базы данных: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 320 c.

24. Ливена С.В. Практика увольнений за прогул. По материалам базы данных «Пакет кадровика» / С.В. Ливена. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 51 c.

25. Мак-Федрис Пол. Формы, отчеты и запросы в Microsoft Access 2003; М.: Вильямс, 2010. — 416 c.

26. Пирогов В.Ю. Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: Учебное пособие / В.Ю. Пирогов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2009. — 528 c.

27. Советов Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. — М.: Юрайт, 2013. — 463 c.

28. Фуфаев Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 320 c.

Дополнительная литература

29. Дейт К.Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание: Пер. с англ.- К.; М.;СПб: Издательский дом «Вильямс», 1999. — 848 c.

30. Лемке Джуди. Microsoft Office Visio 2003 (+ CD-ROM); ЭКОМ Паблишерз — Москва, 2003. — 352 c.

31. Лемке Джуди. Microsoft Office Visio 2007 (+ CD-ROM); ЭКОМ Паблишерз — Москва, 2007. — 368 c

32. Редько В.Н.; Бассараб, И.А. Базы данных и информационные системы; Знание, 2011. — 602 c.

33. Тимошок Т.В. Microsoft Office Access 2007: самоучитель; Вильямс, 2007. — 464 c.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ