Государственная власть

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

СОДЕРЖАНИЕ

    • Введение
      • Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
      • 1.1 Определение государственной власти
      • 1.2 Классификация форм осуществления власти. Функции государственной власти
      • 1.3 Свойства государственной власти
      • Глава 2. Государство как носитель государственной власти
      • Заключение
      • Список использованных источников и литературы

Введение

Власть — сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д. В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу; другие исследователи — как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов; третьи — как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам; четвертые — как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление, связанное с принуждением. И наконец, зачастую под властью понимается государство или его органы, осуществляющие власть.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой — необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению.

Актуальность работы определяется тем, что понятие государственной власти является одним из центральных в теории государства и права. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.

Государство — не менее важная категория в правовой науке. Государство является носителем государственной власти.

В истолковании власти и причин её возникновения в обществе существует множество подходов.

Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государством.

Предметом изучения в данной курсовой работе является соотношение государства и государственной власти, государства как носителя этой власти.

Цель данной работы заключается в том чтобы, раскрывая феномен государственной власти, рассматривая его в некоторых основных аспектах, рассмотреть государство как носителя государственной власти, показать, как отношения в обществе благодаря власти, становятся политическими. То есть показать власть как первооснову политики.

Поэтому данная цель реализуется путем решения следующих задач:

дать определение государственной власти, раскрыть признаки и сущность государственной власти;

раскрыть соотношение государственной власти и государства, рассмотреть роль государства в системе властной регуляции.

При написании данной курсовой работы использовались такие методы научного познания, как исторический, логический, системного анализа.

Современные российские политологи, обобщая зарубежный и отечественный опыт в подходах к проблеме, обозначенной в курсовой работе, высказывают большое количество очень ценных идей. Это работы В.Н. Амелина, Б.И. Краснова, Г.А. Белова, А.Г. Здравомыслова и др., имеют принципиальное значение при рассмотрении вопросов, связанных с проблемой государственно властных отношений.

государственный власть политический подчинение

Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

1.1 Определение государственной власти

Государственная власть представляет собой разновидность социальной власти. Это социально-психологическое, волевое явление, которое находит свое материальное воплощение в различных органах, учреждениях, общественно-политических институтах, которые в своей совокупности образуют механизм государственной власти. Она является фундаментальной категорией государствоведения и самым труднопостижимым феноменом общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Как указывал Дж. Локк в своем труде «О целях политического общества и правления», в естественном состоянии человек обладает двумя видами власти. Во-первых, это власть делать то, что он считает необходимым для охранения себя и других в рамках закона природы. По этому закону, общему для всех, он и все остальное человечество представляют собой одно сообщество, отличное от всех других творений. Другая власть, которой обладает человек в естественном состоянии, — это власть наказывать за преступления, совершенные против данного закона. От обоих этих видов власти он отказывается, когда присоединяется к частному или отдельному политическому обществу и вступает в какое-либо государство, отдельное от остального человечества. От первой власти человек отказывается ради того, чтобы это регулировалось законами, созданными обществом, в той мере, в какой этого потребует сохранение его самого и остальной части этого общества. От второй власти он отказывается полностью и употребляет свою естественную силу для оказания помощи исполнительной власти общества в той мере, в какой этого потребует закон.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную политическую власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого». «Государственная власть — политическое господство класса, осуществляющего руководство обществом. Государственная власть возникает с расколом общества на классы и является продуктом непримиримости классовых противоречий». Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть — естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть — зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть — великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Государственная власть реализуется через государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству и его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями. Государственная власть может быть сильной или слабой, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится не способной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но, пока существует государственная власть, будут у нее и предметно-материальные источники силы — вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие учреждения пенитенциарного характера.

Государственная власть представляет собой политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, выступает в качестве инструмента осуществления общеобязательной воли господствующей элиты или всего общества. Власть функционирует на трех уровнях социальной структуры общества: на уровне всего общества; личном или в малых группах. На всех уровнях действия власти власть осуществляется посредством определенных учреждений, должностных лиц. Государственная воля находит свое выражение в социальных и, что самое главное, в юридических нормах. «Средством осуществления власти, — считает Р. З. Лившиц, — служат прежде всего правовые нормы». Правовые нормы «способны достаточно точно, в деталях, в частностях фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия поступков, подробно расписывать возможные или требуемые варианты поведения, последствия несоблюдения законных требований» и этим способствуют развитию общества в нужном для государственной власти направлении. Свое выражение правовые нормы получают не только в форме соответствующих правил, но и в форме правовых принципов. Главным носителем властных отношений является государство. Оно в лице конкретных органов в центре и на местах выступает (или должно) основным субъектом властвования. Для науки и практики большое значение имеет структурирование властных отношений, олицетворяемых государством.

1.2 Классификация форм осуществления власти. Функции государственной власти

Наиболее часто употребляемой является классификация, основанная на разделении форм осуществления власти: законодательная, исполнительная и судебная. Еще один подход к типологизации государственной власти проявляется в рассмотрении уровней властных полномочий на взаимодействующих уровнях: федеральном, региональном и местном. В литературе существует различное количество попыток классифицировать формы и типы власти: институциональные и не институциональные; по функциям; по объему прерогатив; по методам. Еще одна типология основана на оценке характера и качества власти, на степени соучастия населения в ее осуществлении, на полноте представительства интересов самых различных социальных групп: олигархия; этнократия; теократические формы власти; технократия и охлократия.

Сущность и свойства государственной власти находятся в органической связи с ее функциями. Функции государственной власти нельзя отождествлять с функциями государства. Взаимоотношение этих категорий может быть определено как соотношение формы и содержания.

К основным функциям государственной власти можно отнести: правотворчество, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность в социальном плане — это согласование волевых устремлений различных субъектов социума путем снятия противоречия, выработки компромиссного варианта поведения. На данном этапе закладываются основные легитимации государственной власти, то есть такое состояние, которое выражает правильность, оправданность, целесообразность, законность и другие стороны соответствия конкретной государственной власти установкам, ожиданиям личности, социальных и иных коллективов, общества в целом. Правотворческой деятельностью занимаются все органы государственной власти. Вместе с тем необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации (ст. 94) определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его законодательным органом. Только Федеральное Собрание правомочно издавать федеральные законы, которые обладают высшей юридической силой на территории Российской Федерации.

Правоисполнительная деятельность представляет собой разновидность подзаконной деятельности. Государственные органы и должностные лица реализуют предписания правовых норм в конкретных случаях путем издания акта применения права. Правоприменение представляет собой творческий процесс, когда властвующий субъект, установив фактические обстоятельства дела, находит соответствующее правило поведения, предложенное законодателем, и после окончательной проверки реализует его. Правоисполнительная деятельность — прерогатива органов исполнительной власти, которые наделены определенной частью государственно-властных полномочий, необходимых для практической реализации в общегосударственном масштабе.

Правоохранительная деятельность — это деятельность специально уполномоченных органов по охране конституционных прав и свобод граждан, общественных объединений, государственных учреждений и организаций путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Общесоциальная важность правоохранительной деятельности, ее многоплановость проявляются в широком диапазоне социальных функций, которые предопределяют основные направления данного вида деятельности: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Органами, на которые возложена реализация правоохранительной функции, являются суд, прокуратура, следственные подразделения, органы дознания, субъекты оперативно-розыскной деятельности, органы внутренних дел, служба безопасности, федеральные органы налоговой полиции, адвокатура, нотариат и другие. Организационно-правовые формы реализации функций государственной власти принято подразделять на экономические, политические, идеологические и собственно организационные. Эти формы находятся в логическом взаимодействии с правовыми и не могут быть противопоставлены друг другу. В их основе лежат экономические, политические, нравственные законы, но это ни в коей мере не исключает их правовое опосредование.

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и теории государства и права и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы, источники) и процесс, приводящий в движение все ее элементы. Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей: облеченность нормативной системы властеотношений в форму права; распространенность власти на всю территорию государства; наличие системы специальных организаций, которые осуществляют государственную власть; возможность применения государственного принуждения.

Итак, проанализировав различные подходы к понятию государственной власти, можно заключить, что под государственной властью можно понимать политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата, инструмент осуществления общеобязательной воли господствующей элиты, воли, которая в зависимости от уровня демократизма соответствует интересам тех или иных социальных слоев.

1.3 Свойства государственной власти

Говоря об особенностях государственной власти, ее особых качествах, признаках, следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, тесную, можно сказать неразрывную, связь государственной власти с государством, а во-вторых, то, что государственная власть и государство — это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует то, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой — они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:

1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.

2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.

3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.

4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.

5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения — юридических норм.

6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Государственная власть:

· распространяется на все общество (это единственная власть, которая имеет отношение ко всем лицам, проживающим в данной стране, является общеобязательной);

· носит публично-политический характер (призвана выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного рода интересов);

· опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);

· осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

· устанавливает систему налогов;

· организует население по территориальному признаку;

· характеризуется легитимностью и легальностью.

Глава 2. Государство как носитель государственной власти

Центральное место в институциональной подсистеме занимает государство — целая система органов, структур, использующих самые разные ресурсы. Только отдельные государственные органы вправе применять насилие, обеспечивать обязательность принимаемых решений. Государство по природе своей является организацией всего общества, так или иначе, отражающей различные интересы. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от вероисповедания, политических позиций, социального положения.

Государство как средоточие власти, является необходимой предпосылкой существования любой формы политического устройства. Под «государством» понимается централизованный институт, который несет ответственность за целостность территории контролирует вооруженные силы, способен изыскивать достаточно финансовые средств для содержания военных и гражданских должностных лиц и обладает, по крайней мере, в глазах своего персонала, правом принимать властные решения. В подобной трактовке государство как институт следует оценивать в соответствии с его реальным положением — в качестве субъекта в системе государств и в самом обществе, сформированного под влиянием внутристрановых экономических, социальных и политических процессов и в свою очередь влияющего на последние.

Государство, которое уверено в способности править своей территорией, защищать и контролировать ее, принимать решения, финансировать свою деятельность, а также имеющее определенную свободу маневра можно назвать сильным. Государство же, чья способность выполнять эти задачи постоянно оспаривается какими — либо группами изнутри или извне, является слабым. Как сильные, так и слабые государства могут прибегать к репрессиям; и в тех, и в других могут существовать и авторитарные, демократические режимы, однако в слабом государстве форма политического правления постоянно находится под угрозой.

Государственная власть не обязательно использует принуждение для достижения своих целей. Могут быть использованы идеологические, экономические и другие методы воздействия. В тоже время именно государственная власть обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества для выполнения своих намерений. Структура власти или распределение власти фактически является разделением права на ее использование. Когда говорят, что одно лицо обладает большей властью, чем другое, это значит, что оно имеет большую свободу действий.

Власть в государстве имеет институализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей политической общности (государству). Лица, входящие в элиту, меняются, однако институциолизированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством.

Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза свержения элиты.

Государство — самый древний и непреходящий институт. Партии, лоббисты, ассоциации появились на свет за последние 150—200лет. Государству -более десяти тысяч лет. Существование государства поддерживается следующими факторами. Во-первых, необходимостью территориальной целостности общества, наличия гарантий от какой-либо внешней угрозы. Во-вторых, общество вынуждено существовать как целое при большом неравенстве между людьми. Такое возможно при наличии общего авторитета, силы, которой подчиняются все. В-третьих, существование вобществе проблем, затрагивающих интересы всех его членов, порождает и адекватные структуры, которые берут на себя их решение. По силе, эффективности государства можно судить об организованности общества. Сам факт существования государства означает, что общество поднялось до признания верховной власти для себя, единого порядка для всех. Государство достаточно сильно, незыблемо, если граждан объединяет осознанный общий интерес, неприятие ими того, что разрушает основы политического порядка. Главный критерий развитости нации — устойчивость ее государственной оформленности. В свою очередь, нет развития политической власти, государственности без национального самосознания, социальной и этнической идентичности.

Нельзя не согласиться с мыслью Г. Белова о том, что осознание народом необходимости своей государственной оформленности — первая основа функционирования политики в целом. Без такой основы есть пространство только для частичной или деформированной политики и власти.

Власть — это один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжением другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.

Власть иногда отождествляют с ее орудиями — государством, с ее средствами — управлением, например, с ее методами — принуждением, убеждением, насилием. Некоторые авторы проводят знак равенства между властью и авторитетом, который имеет много общего с ней, но и отличается от власти принципиально.

Сама власть выступает в виде управления, управление — в виде власти. Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал Б. Краснов, шире, чем власть. Власть — элемент управления, источник силы управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации властной воли для достижения цели властителя. Управление же является средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из возможности превращается в действительность.

Одно из наиболее распространенных представлений о власти — понимание ее как принуждения. Как считает М. Байтин, власть безотносительно от форм своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо, так или иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива, господствующей или руководящей в нем единой воле. Отрицать то, что власть проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого-либо субъекта, было бы нелепо. Вместе с тем, сводить сущность властных отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно. К сожалению, это свойственно было марксистской традиции политической мысли. Марксова констатация — «насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым» — превратилась в императив революционного мышления, и действия. Свести властные отношения к насилию не позволяют, на мой взгляд, следующие основания. Дело в том, что власть оказывается неполной, когда субъект не достиг поставленных целей. Если желаемые результаты не достигнуты, то колоссальные трудности, связанные с преодолением сопротивления других людей, свидетельствуют не о триумфе власти, а о ее ущербности. Кроме того, неясно, почему мобилизация людей на достижение общественно значимых целей должна осуществляться только на основе принуждения и насилия. Ведь существует множество других способов влияния.

Сказанное позволяет принять позицию тех авторов, которые исходят из того, что понятие «власть» означает право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Согласно Конституции, Российская Федерация — социальное государство. Это означает, что государство, реализуя свою власть, не снимает с себя заботу о социальной защите своих граждан, его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные задачи социального развития российского общества определяют и основные направления социальной политики Российской Федерации: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированной оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Заключение

Государственная власть — фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» преломляются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отражается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Не случайно проблемы власти волновали в прошлом и волнуют ныне ученых, богословов, политиков, писателей.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе.

В данной курсовой работе была сделана попытка раскрыть феномен государственной власти в некоторых ее основных проявлениях, рассмотреть государство как носителя государственных властей.

Власть и есть та основа, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти: господства, доминирования и согласия и подчинения. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что классическая постановка вопроса о власти исходит из того, что она представляет собою совокупность политических институтов, посредством функционирования которых одни социальные группы получают возможность навязывать свою волю другим и действовать в соответствии с так называемыми общими (общенародными общегосударственными) интересами.

Центральное место среди этих институтов занимает государство, которое имеет право и обязанность говорить от имени народа или всего организуемого им сообщества. Государство — необходимый общественный институт. Специфика государства в том, что оно претендует на монополию легитимного политического насилия в пределах своей юрисдикции. Более того, сущностное определение государства, по Веберу, состоит в том, что это единственная инстанция, которая имеет право на применение насилия по отношению к своим гражданам и в пределах своей территории.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009

2. Абдулаев М.И. Теория права и государства: Учебник. М.: Магистр-Пресс, 2004

3. Авакян. С.А. Практика Российской государственности. // Вестник МГУ, Сер. 18. 1997. №1. С. 23-27

4. Амелин В.Н.. Власть как общественное явление. //Социально-Политические науки. 1991. №2. С. 32-34

5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. — М.; БЕК, 1997

6. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. — М.: Юридическая литература. 1996

7. Байтин. М.И. Государство и политическая власть. — Саратов.; 1972

8. Белов Г.А. Институциональная система политической власти // Кентавр. 1995. №4. С. 62-65

9. Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России // Общество и право. 2008. N 1. С. 16-22

10. Дегтярёв А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис: Политические Исследования 1996. №3. С. 33-36

11. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. // Государство и право. 1994. №7. С. 54-59

12. Здравомыслов. А.Г. Социология конфликта — М.; 1996

13. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений. // Социально-Политический журнал. 1994. №3-6

14. Лившиц Р.З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право. 1989. N 3. С. 15 — 24

15. Локк Дж. Власть и правовое государство // Человек в социальном мире. 2002. N 1. С. 24 — 26

16. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория права и государства: Учебник. М.: Юристъ, 2004

17. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 447

18. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник — М.: Маркет ДС, 2007

19. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов — М.: Юстицинформ, 2008

20. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. — М.: Норма, 2003

21. Теория права и государства: Учебник / А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003

22. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. N 8 — С. 109-115

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ